Первым заговорил об угрозе отключения Украины от газовой трубы глава «Газпрома» Алексей Миллер. В начале этой недели он заявил, что Киев не внес предоплату газа за март и форсирует выборку текущей оплаты, а это создает риск преждевременного расхода аванса и прекращения поставок.
Другими словами, в последнее время «Нафтогаз» выбирал из российской трубы гораздо большие объемы топлива, нежели требуется для повседневного потребления. По мнению экспертов, излишки закачивались в газохранилища. Однако «Газпром» начал постепенно сокращать свои поставки «Нафтогазу». Так, 22 февраля при заявке в 114 млн кубометров, Украина получила всего 47 млн.
«Газпром» полагает, что сокращая поставки, он действует во благо. Только так Украина могла продержаться до конца этой недели. 27 февраля подошли к концу последние объемы, и Киеву пришлось перечислить $15 млн, чтобы обеспечить поставки топлива еще на три дня.
Впрочем, сокращение поставок «Нафтогазу» объясняется и другой причиной. Россия начала напрямую экспортировать газ на Донбасс, не дожидаясь согласия киевских властей.
Теоретически, поскольку Киев считает территорию Донецкой и Луганской народных республик своей, поступок «Газпрома» вполне логичен — общие газовые квоты Украины распространяются в том числе и на ЛНР и ДНР. Однако, как полагают эксперты, в соглашении об экспорте российского газа на Украину существуют положения о конкретных пунктах газотранспортной системы, через которые должны осуществляться поставки. Наверняка соответствующие станции на границе России и Донбасса давно исключены из договора. Это дает Киеву основание обратиться с иском с международные судебные инстанции.
Впрочем, у России есть и свой козырь — мы готовы поставлять топливо ЛНР и ДНР бесплатно. Тогда Украина не сможет выставить счет об ущербе, который Россия якобы нанесла «Нафтогазу», а о размерах квоты можно будет договориться.
Впрочем, по мнению Сергея Пикина, главное договориться по ценам. А на это осталось всего месяц — 1 апреля заканчивается срок действия таможенной льготы, которую Россия предоставила Украине. Если не последует никаких совместных решений, цена автоматически вырастет на $100 за тысячу кубометров до $439.
«В таких условиях Киев может платить по $15-20 млн в течение всего марта. Собственными финансовыми ресурсами на долгосрочные авансы за российский газ Нацбанк Украины не располагает. Гривна девальвирует стремительными темпами, растет инфляция, сокращаются золотовалютные резервы. Украине остается рассчитывать на западные кредиты», — отмечает Пикин.
С одной стороны, например, Международный валютный фонд не раз подтверждал свою готовность кредитовать Украину, однако эта помощь по различным причинам запаздывает. «Нафтогазу» придется расходовать последние накопленные объемы топлива, а потом — залезть в экспортную трубу, предназначенную Европе.
Понимая это, Брюссель призывает провести новую трехстороннюю встречу России, Украины и ЕС. По предварительной информации, она должна состояться на следующей неделе.