ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Анна Кокорева, аналитик компании «Альпари»:
«России для того, чтобы поставлять газ на Донбасс фактически посредник не нужен. Причем, ни за деньги или как гуманитарную помощь. Но, ЛНР и ДНР такая компания нужна, которая будет отвечать за газовое сотрудничество регионов с Россией.
Создание подобной организации и сотрудничество ее с Россией вызовет массу негатива со стороны западных властей, что чревато для нас новыми санкциями. Поставки газа на Донбасс в обход «Нафтогаза» (несмотря на то, что он сам не желает работать с Новороссией) будут расцениваться, как поддержка сепаратизма и эскалация конфликта со стороны России. В этом случае для нашей страны становится актуальным поставки газа в ЛНР и ДНР не через государственную компанию, а через независимую. Тогда, Россия сможет апеллировать тем, что не вправе диктовать условия работы и поставок независимым игрокам рынка. Естественно, что такая независимая компания будет аффилирована с Газпромом.
Наличие независимого поставщика умерит негатив со стороны Запада, но остается один пункт обойти который никак не получится. Независимая компания должна иметь доступ к газотранспортной системе, а это собственность государства. Предоставив такой доступ, Россию можно все равно будет обвинить, хоть и косвенно, в разжигании конфликта и поддержке ополчения на Донбассе».
Владимир Пахомов, директор филиальной сети QB Finance:
«Здесь все упирается в политическое решение вопроса. На фоне встреч «нормандской четверки» и надежд на урегулирование в Донбассе газовый вопрос может решиться только на самом высоком уровне. Понятно, что Киев и без Донбасса всегда отказывалась платить за газ в полном объеме, и газовые войны возникали и до гражданской войны на Юго-Востоке Украины. Возникновение посредника можно допустить, но в любом случае будет понятно, что это юудет компания, непосредственно контролируемая «Газпромом». Поэтому пойдут ли власти на такой шаг — большой вопрос.
С другой стороны, Россия в качестве жеста доброй воли может исключить поставки газа в Донбасс из украинской части, но тогда Москва должна получить что-то взамен. Как вариант, это может быть возобновление выплаты пенсий и пособий из украинского бюджета и реинтеграция ЛНР и ДНР в той или иной степени в состав Украины. Сложность переговоров по газовой проблеме в том, что Украина — это практически государство-банкрот, которое самостоятельно не может платить по счетам, а Запад помогать тоже не спешит. В любой случае, газ — это технический вопрос, который полностью зависит от процесса мирного урегулирования, но сейчас он служит дополнительным козырем в переговорах с Киевом, поскольку может избавить Украину от части платежей за сырье».
Ани Круж, финансовый аналитик Lionstone Investment Services:
«Газпром» уже начал прямые поставки природного газа в ДНР и ЛНР, что является прямым нарушением контракта с НАК «Нафтогаз Украины». Есть мнение, что из-за отсутствия правовых оснований, поставки «Газпрома» закончатся в марте текущего года, вследствие чего Донбасс рискует и вовсе остаться без газа. Поэтому посредник, конечно, нужен.
С другой стороны, у «Газпрома» существует монополия на экспорт трубного газа, поэтому не совсем понятно, какой тут должен быть посредник.
Сейчас Россия разрабатывает план поставки газа в качестве гуманитарной помощи без обещания оплаты, но такая практика вряд ли продлится долго. Скорее всего, поставки газа будут осуществляться в счет будущих долгов данных территорий».
Владимир Шафран, юрист группы компаний vvCube:
«Не секрет, что в отношениях между Россией и Украиной энергетический вопрос уже многие годы является краеугольным камнем. Основная сложность, с которой сталкиваются украинские контрагенты, связана с тем, что условия, на которых Украине поставляется энергетический, а в первую очередь — газовый ресурс, на международном рынке считаются льготными: сниженные тарифы на российский газ и готовность поставлять его без необходимости полной предоплаты безусловно делают Россию единственным поставщиком газа, которого может себе позволить Украина. С другой стороны, в случаях экономических (а теперь — и политических) конфликтов Россия обладает серьезным легальным аргументом, который заключается в возможности приостановления действия соглашения о льготных поставках. Именно такая ситуация наблюдалась в последние месяцы.
«Газпром» начал поставки газа на территорию непризнанных республик ДНР и ЛНР. В данный момент эти территории не признаны независимыми государствами ни Украиной, ни Россией. Несмотря на то, что контрагенты видят их дальнейшую судьбу по-разному, приходится признавать, что сейчас ДНР и ЛНР являются ничем иным, как территориями Украины. Следовательно, Украина, закупающая российский газ, должна оплачивать его и для территорий Донецка и Луганска.
Однако существует и другой вариант развития событий. В последнее время Россия недвусмысленно демонстрирует готовность оказывать Донбассу гуманитарную помощь. Следовательно, в рамках такой помощи могут быть организованы и поставки газа. Такой путь в теории возможен, но сопряжен с рядом трудностей.
Первая проблема — экономическая. Вопрос заключается в том, каким образом Россией будет осуществляться оплата газа для Донецка, или проще говоря — кто за это будет платить. В бюджет России сейчас не заложены расходы, связанные с гуманитарной помощью Донбассу, а речь идет о десятках миллионов долларов — такую сумму не получится собрать в качестве волонтерской помощи в краткие сроки. Поэтому вопрос оплаты энергоресурса для Донецка сейчас требует свободных средств, которыми Россия не располагает.
Во-вторых возникает проблема юридического характера. Для того, чтобы поставки газа на территорию ДНР и ЛНР не противоречили монопольным соглашениям между «Газпромом» и "Нафтогазом". Любому контрагенту (в том числе, украинскому), необходимо будет создать организацию-посредника, осуществляющую техническое и прочее обслуживание поставок. В случае, если такая организация заключит договоры о поставках с представителями непризнанных республик на льготных условиях или в рамках гуманитарной помощи, юридически это будет возможно. Однако проблема заключается в том, что этим жестом Россия опосредованно признает ДНР и ЛНР в качестве участников международного рынка, то есть в качестве независимых экономических субъектов. Поскольку Россия фактически не признала независимость Донбасса, киевские власти могут оспорить все сделки, заключаемые с ними, как ничтожные сделки с несуществующим контрагентом.
Из этих двух проблем вырастает и третья — проблема политическая. ДНР и ЛНР сейчас хоть и не имеют общепринятого статуса, признаются Киевом террористическими организациями. И именно это создает противоречие в действиях России в случае готовности принять на себя все расходы, связанные с поставками газа в Донецк. С одной стороны, Россия негласно разделяет взгляды Украины на статус территорий непризнанных республик.
Однако тем не менее Россия, вместо централизованных поставок и требования централизованной оплаты, предоставляет им особые условия поставки энергоресурсов. Тут стоит отметить, что ключевое отличие от гуманитарной помощи в данном случае заключается в том, что газ является далеко не тем ресурсом, который можно было бы признать помощью мирным жителям — это ресурс совершенно другой, экономически рентабельный и юридически оформленный в форме безвозмездного договора. Следовательно, если отойти от формальных вопросов, глобально ситуация будет выглядеть таким образом, как будто Российская Федерация негласно признает и спонсирует организацию, признанную Украиной террористической. На мой взгляд, это недопустимая ситуация, которая может оказать крайне негативное воздействие на эскалацию украинского конфликта, поэтому остается лишь надеяться, что власти двух стран предпримут достаточные усилия, чтобы урегулировать вопрос мирным и взаимно устраивающим путем».