Последний рывок
В прошлом году рынок кредитных карт в России вырос более чем прилично. Если сегмент потребкредитов увеличился в пределах 10%, то кредитки продемонстрировали вполне здоровый и вовсе не кризисный рост. Как сообщил начальник отдела продуктов управления пластиковых карт банка ВТБ24 Азат Гафуров, рынок кредитных карт за 2014 год вырос на 18%, с 994,1 млрд рублей до 1,17 трлн рублей. В пресс-службе банка «Хоум кредит» называют еще более оптимистичные цифры: по данным этой кредитной организации, к началу 2015 года объем рынка насчитывал примерно 1,4 трлн рублей, а годовой прирост — 19%.
Как бы то ни было, но, похоже, прошлый год стал этаким пиром во время чумы, а год текущий особых поводов для радости не принесет. «Рынок кредитных карт будет расти медленнее, эта тенденция будет наблюдаться в течение всего года. Причина сугубо экономическая: многие россияне в сложившейся ситуации предпочитают меньше тратить и поэтому отказываются от кредиток, которые «помогают» выходить за грань необходимых расходов. Банки тоже не слишком стремятся наращивать портфель кредитных карт: риски и просрочка в необеспеченной рознице растут», — объясняет начальник отдела пластиковых карт и сервисов ДБО Абсолют Банка Алексей Перов.
Дорогой клиент
Впрочем, дело не только в бережливости россиян и осторожности кредиторов. Как и в остальных сегментах банковского ритейла, цена вопроса для кредитного «пластика» выросла космически. Естественно, не без причины, а после экстремального увеличения ЦБ РФ ключевой ставки до 17% годовых в декабре 2014 года. Последующее снижение на 2 п.п., до 15% годовых, ситуацию не изменило: во-первых, стоимость рублевого фондирования для банков по-прежнему остается экстремально высокой, во-вторых, уверенности в дальнейшем уменьшении уровня ставки рефинансирования или хотя бы его стабилизации на отметке в 15% у игроков рынка нет.
Вкупе с другими негативными макроэкономическими факторами всего за полтора месяца тарифы на кредитные карты изменились до неузнаваемости. «Средняя ставка по рынку была около 25%, в то время как у нас максимальная ставка была 21%. В декабре, после увеличения ключевой ставки, ситуация резко изменилась, сейчас адекватной ставкой на рынке считается 39–40%, средняя ставка по нашим продуктам 36%», — рассказывает заместитель председателя правления МДМ банка Дмитрий Юрин. «Вилка» очень широкая: одни участники рынка подняли ставки до 30% годовых, другие — до 40%, третьи нашли среднее значение между этими показателями. Наш банк не менял базовую ставку по карточным продуктам — она составляет 21%», — подчеркнул Перов.
Кто ты, незнакомец?
Есть ли свет в конце тоннеля? Есть, но не для всех. Как и в сегменте потребкредитов, банкиры предпочитают сейчас работать со старыми знакомыми — проверенными или легко проверяемыми на прочность клиентами. Для «друзей» предлагаются совершенно иные условия, нежели для «уличных» заемщиков. Такова стратегия банков абсолютно во всех нишах, и высокорисковые с точки зрения платежной дисциплины кредитки — не исключение. «В ближайшее время мы планируем значительно снизить ставку для сегмента надежных клиентов, получающих зарплату на карты нашего банка», — сообщил Юрин. «Число заемщиков «с улицы» будет сокращаться: когда риски растут, кредитные организации предпочтут иметь дело с уже знакомыми клиентами, чье финансовое положение и платежеспособность более понятны», — подтверждает Перов.
Причем банки прорывных маркетинговых решений не изобрели. По-прежнему в ходу у держателей кредиток ставшие уже традиционными «фишки». «Главными инструментами привлечения клиентов являются программы лояльности, а какие именно, каждый банк выбирает сам. Это могут быть мили, баллы, cashback. У нас самыми популярными карточными предложениями являются кредитные карты с программами для часто путешествующих клиентов и карты с cashback», — перечисляет Гафуров. Механизм действия кэш-беков мудреный, но жизнеспособный. Например, вот так работает карта со специальной бонусной программой в одном из самых активных на рынке банков. При оплате покупок картой в России и за рубежом владелец карты получает 2% потраченного в виде баллов. За покупки в определенных категориях («АЗС», «Кафе и рестораны», «Путешествия») начисляется 4% баллов. Накопленные баллы можно использовать для возврата денег, потраченных ранее на покупки по карте. Вернуть деньги можно через интернет-банк, 1 балл равен 1 рублю.
Вроде бы и выгодная история, но, с другой стороны, можно ли считать выгодным использование денег под 30–40% годовых? Вопрос риторический, конечно, но актуальный.
Без понятия
После эпохальных событий, произошедших в декабре, финансисты намеренно избегают точности в своих прогнозах. С учетом происходящего в международных отношениях России, истерически дергающихся цен на нефть и абсолютной неясности в ситуации на Украине упрекать спикеров за избыточный контроль над словесным аппаратом язык не поворачивается.
По словам Юрина, в 2015 году будет развиваться борьба за качественного клиента, привлечение будет достаточно низким и очень взвешенным с точки зрения рисков. «Рост рынка беззалоговой розницы, в том числе и карточного сегмента, будет замедляться в течение года. Причины просты: стремление клиентов экономить на необязательных тратах вкупе с растущими рисками. Банки во многом будут ориентироваться на получение комиссионного дохода, в том числе и от карточного бизнеса», — уверен Перов.
«Сейчас можно только с уверенностью сказать, что в 2015 году темпы роста не будут столь же высокими, как в 2014-м. Причинами снижения станут общее ухудшение экономической ситуации в стране, увеличение рисков, а также постепенное насыщение рынка», — резюмируют в пресс-службе «Хоум кредита».