МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Цены на нефть ударили по пятизвездочным отелям в столице

Кризис бьет — гостей не соберешь

«Милан опустел» — так прокомментировала моя знакомая-москвичка, побывавшая на Новый год в Италии, спад российского туризма из-за валютных перипетий. «На себя посмотри», — пробурчала я в ответ. Ведь и в Москве гостиничная отрасль переживает под влиянием санкций не лучшие времена. Хотя конец декабря — начало января в столице охарактеризовали как гостевой бум — хостелы и мини-отели были заполнены практически под завязку приезжими из регионов России, в том числе студентами, — год для гостиничного бизнеса обещает быть непростым.

Фото: Геннадий Черкасов

— Новогодние праздники прошли очень удачно, — рассказал «МК» представитель столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству. — Если традиционно Москву воспринимали прежде всего как центр делового туризма, то сейчас активно развивается культурно-познавательный и событийный туризм. Был сформирован пакет новогодних предложений, от которых невозможно отказаться: рождественские ярмарки и представления по всему городу, регулярные экскурсионные маршруты, бесплатные музеи, вдобавок цены на размещение были снижены у многих отелей и туроператоров. В приличный хостел можно было заселиться, заплатив от 500 рублей в сутки, в мини-отель — от 650 рублей за ночь. На сайтах бронирования места буквально улетали, общая загруженность, по данным «Лиги хостелов», составила 80–90%.

Но помимо праздников есть и будни. Еще осенью 2014 года аналитики рынка отметили спад спроса на услуги гостиничного сектора в Москве. По итогам девяти месяцев загрузка дорогих гостиниц сократилась на 6–10%, доходя до 20-процентного снижения в летний период. При этом их доходность, по оценкам экспертов, упала на 10%. «Многие пятизвездочные гостиницы в столице представлены зарубежными сетевыми брендами, — говорит руководитель Комитета гостиничного бизнеса Московского отделения «Опоры России» Игорь Лаврик. — Естественно, рублевую прибыль таким компаниям логично переводить в валюту, а с учетом удешевления рубля по отношению к доллару в два раза за 2014 год легко посчитать, во сколько уменьшилась чистая прибыль. Кроме того, чтобы поддерживать мировой уровень своих услуг и сервисного обслуживания, известные бренды также закупают за границей всю комплектующую часть: подушки, матрасы, мебель, косметику, сантехнику... Но закрыть такой отель — значит, потерять огромные вложения».

Владелец сети хостелов Даниил Мишин также подтвердил «МК», что санкции и скачки курса достаточно сильно повлияли на загрузку московских гостиниц: «Что скрывать — иностранного туриста почти нет. О подъеме внутреннего перемещения можно говорить, но это касается скорее не городских отелей, а санаториев, баз отдыха, различных загородных проектов. А для столичных отелей ситуация с оттоком иностранных туристов сильно ухудшилась. В среднем падение выручки по отрасли составило 10–15%. Об этом говорят и эксперты, и коллеги-отельеры, с которыми общаюсь».

Более оптимистичные данные с учетом всего рынка приводил руководитель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько. Со ссылкой на Мосгорстат он сообщил, что за первое полугодие 2014 года количество постояльцев в столичных отелях сократилось в целом на 2%, а доходы гостиничного хозяйства — на 4%. Вторая половина года была сложнее, но статистики пока нет. В сфере въездного туризма сказались, по мнению Шпилько, «экономические санкции против России и нагнетание антироссийских настроений за рубежом».

— По итогам девяти месяцев 2014 года число международных прибытий из США сократилось на 16%, из Великобритании — на 7%, из Германии — на 6%, — отмечает чиновник. — Правда, хорошо показали себя безвизовые направления: Израиль (прибавил 9%), Турция (прирост 8%, вышла на третье место по числу туристов), Южная Корея (поток увеличился сразу на 42%), Китай (прирост 4%). Наступивший год, судя по фактической глубине падения продаж и результатам осенней договорной компании столичных туроператоров со своими зарубежными партнерами, будет еще более сложным. Прогнозируем снижение показателей на 8–9%.

При этом московские власти рассчитывают, что улучшение и рост в отрасли начнутся с 2016 года, а к чемпионату мира по футболу в 2018-м столица получит долгожданных туристов из дальнего зарубежья в полном объеме, как планировала. «Кризис дает хороший шанс для усиления позиций Москвы на внутреннем туристическом рынке и новых зарубежных направлениях, — убежден глава городского Комитета по туризму. — Во-первых, поездка в столицу будет дешевле. Во-вторых, есть запас номерного фонда: в 2014 году открылось еще 10 крупных гостиниц, а по мини-отелям и хостелам за последние годы Москва догнала Питер — заработали первый городской капсульный отель и крупнейший в СНГ отдельно стоящий хостел. Развиваются привычные для европейцев туристические сервисы: уже создано шесть туристическо-информационных центров (ТИЦ) на вокзалах и в аэропортах, думаем открыть такие же в центральных районах города, в частности на пешеходных зонах. Разработаны экономные 2–4-дневные экскурсионные туры с проживанием в отелях от двух звезд и выше».

Фото: Иван Скрипалев

К этим доводам чиновники добавляют инициативы на федеральном уровне, которые могли бы значительно продвинуть популярность Москвы. Прежде всего принятие закона, разрешающего безвизовый въезд иностранцам из дальнего зарубежья на 72 часа через международные аэропорты крупных городов. «Московские гостиницы на выходные и праздничные дни были бы загружены за пару лет, несмотря на экономические санкции», — считает Шпилько.

Радикально смотрит на ситуацию и Даниил Мишин: «Есть одно глобальное решение, которое позволит вывести гостиничный, туристический бизнес на качественно новый уровень, и оно связано с тем, чтобы отменить визы». Вместе с тем представители бизнеса отмечают, что принципиальным для въездного туризма в Москву станет экономическая ситуация в России и цены на нефть.

— Туристы из российских регионов действительно ощутимо поддержали Москву в 2014 году, — поясняет Игорь Лаврик. — Власти хорошо отреагировали на перемены: подготовили обширную зрелищную программу, не было скачка цен по билетам, некоторые авиакомпании даже снижали тарифы накануне Нового года. Но надо понимать: приезжие из других городов России в основном ориентируются на трехзвездочные отели и хостелы. Сегмент четырех-пятизвездочных гостиниц традиционно занимали представители крупных корпораций России и иностранцы. Часть их также приезжала в Москву посетить наши музеи и посмотреть достопримечательности, однако такой туризм постепенно исчерпывает себя: кто хотел — уже увидели российскую столицу (хотя много путешественников из Китая, Азиатско-Тихоокеанского региона). Вторая часть приезжающих иностранцев — деловые туристы. И вот они как раз отреагировали на санкции. Чтобы бизнес снова поехал в Москву, необходимы стабильность и прогнозируемость экономической политики, чтобы остановилась курсовая лихорадка, люди наконец поняли номинальную цену рубля и смогли планировать деловой бюджет.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах