Разгадка проста: в Ровенской области и в западных районах соседней Житомирщины на относительно небольшой глубине находятся огромные залежи бурштына. Принято считать, будто бы бурштын – это украинский аналог янтаря. В действительности, эти камни не совсем одинаковы. Янтарь добывается, в основном , в странах Прибалтики. Бурштын же – камень, добываемый в северо-западных регионах Украины, практически ничем не уступает стандартному янтарю, а потому очень ценен для производства дорогих украшений.
- Мы с ребятами оттуда вернулись 2 дня назад, - поделился с «МК» отставной армейский офицер, переквалифицировавшийся в бурштынокопателя. – Не успели из бусика выйти, как к нам подошли «вежливые люди». «Вы бригада? Тогда запоминайте наши правила. Все, что найдете, вы продаете на месте только нам и никому больше. Вывозить отсюда даже малюсенький сувенирчик – настоятельно не советуем. У нас «без дураков». Кто работает по правилам – обижен не будет».
Мой собеседник, отправляясь в район янтародобычи, конечно же, знал не только эти требования. Сейчас мировые цены на янтарь взметнулись настолько, что на этом бизнесе за пару месяцев можно стать долларовым миллионером. Если кому-то повезет и достанется камень на 2-3 кг – на этом можно спокойно завершать поиск. 1 кг дешевых камней (десятой фракции) продается за 3500 долларов. Янтарь же 200-й фракции стоит около $8000. В течение светового дня, в зависимости от места расположения месторождения, добывают 40-50 кг янтаря. Отдельный, цельный камень весом в 4 кг и более может стоить 200 000 евро.
Рельеф местности, по описанию моего источника, напоминал лунный пейзаж. Все вокруг изрыто вдоль и поперек; «кратеры» наполнены болотной водой…
Украинское Полесье во времена СССР было славно добычей титана, незаменимого в ракетно-космической отрасли. Иршанский горно-обогатительный комбинат, специализирующийся на добыче и обогащении ильменитовых руд, входит в состав ЧАО «Крымский титан». Это одно из крупнейших предприятий этого профиля в Европе. Богата полесская земля и залежами полудрагоценных камней. Здесь добываются мрамор, бериллы, топазы и кварц.
Но с янтарем им нынче тягаться не с руки. Для севера Украины он стал едва ли не единственным спасением от нищеты.
Нелегальная добыча янтаря началась в 80-х годах прошлого века. С 1996 года его начали добывать с помощью мотопомп. Промышленные масштабы промысел приобрел в последние шесть-семь лет.
Алгоритм добычи «солнечного камня» следующий. У крестьян за высокое вознаграждение ($700-900) арендуют земельные паи, на которых находится месторождение камня.
Далее с помощью специальных установок (так называемые «пушки) вымывается песок для поиска. Данные манипуляции портят почву - после окончания запасов янтаря земля перестает быть плодородной.
Добытый янтарь сортируется в соответствии с размером по категориям, так называемым «фракциям». Чем больше фракция, тем дороже камни.
В среднем за месяц государственное предприятие “Бурштын Украины” добывает до 3 тонн сырья, а уходит из Ровенской области, по разным подсчетам, раз в 5-10 больше. «Дань» с одной мотопомпы в день составляет от 500 до 1000 долларов.
Янтарь продается оптом - все партии камней весят 100 кг и более. Основные заказчики - Польша и Китай. Для последних, помимо ювелирной янтарь имеет еще и определенную сакральную ценность, поскольку этот камень, по взглядам китайцев, приносит благополучие и удачу тому, кому он принадлежит.
Проблема нелегальной добычи янтаря в Ровенской области не нова. Но только в 2014 году возникло жесткое противостояние с массовыми выступлениями и стрельбой. Местные говорят, что наиболее заинтересована в легализации добычи коррупционная цепочка, которая тянется от киевских властных кресел к руководителям местных правоохранительных структур.
Некоторые из читателей «МК», возможно, помнят прозвище одного из ключевых «крышевателей» нелегальной добычи ровенского янтаря «Сашко Билого», в миру Александра Музычко. Воспетый в чеченском народном эпосе 90-х годов прошлого века украинский наёмник, руки которого в крови военнослужащих федеральных войск, после свержения бывшего президента Виктора Януковича намеревался подмять под себя добычу полезных ископаемых в граничащей с Ровенщиной Львовской области. На пути «Сашко Билого» оказались милицейские чины, возжелавшие «приложиться к целебному источнику» еще сильнее, чем скандальный активист «Правого сектора».
Расстреляв экс-боевика УНА-УНСО Музычко во время имитации ареста в кафе «Три карася», милиционеры, однако, не сумели полностью переориентировать немалые денежные потоки на Киев. Выпавшее было из рук «Сашко Билого» и его подельников знамя тут же подхватили другие криминальные группировки из местных жителей, вооруженные формирования отличившихся на Майдане 2013-2014 («Общее дело», «Самооборона Майдана»), а также упоминавшаяся выше организация бывших воинов-десантников. В селе Гулянка Житомирской области группировка численностью 300 человек захватила местный агрокомплекс, изгнав из него всех рабочих, чтобы самостоятельно заниматься нелегальной добычей янтаря. В близлежащих населенных пунктах экс-десантники создали своеобразные КПП, которые контролируют весь транспорт, который попадает в «янтарные поселки». При вывозе очередной партии камней для продажи проверка еще более ужесточается.
МВД было вынуждено отправить в Гулянку группу переговорщиков. В ответ на обвинении в незаконном бизнесе десантники якобы пригрозили расправой над мирными жителями. Парламентеры не смогли найти достаточно аргументов для остановки беспредела и вернулись в Киев ни с чем.
Из-за самовольного пользования недрами ежегодно на больших площадях изменяется гидрологический режим, повреждается почвенный и растительный покровы, портится плодородный слой земли, что существенно ограничивает возможность дальнейшей эксплуатации почвы и в результате наносятся значительные убытки государству.
Ежегодно в результате незаконной добычи янтаря уничтожаются десятки гектаров лесных массивов. Копатели также игнорируют имущественные права граждан, незаконно добывая янтарь на земельных долях (паях) без ведома их владельцев, при этом угрожая физической расправой за намерения жителей района защитить свое имущество.