Правда, если Путин во всем поддерживает нынешний курс ЦБ, особенно его стратегическую цель — снижение темпов инфляции до 4% к 2017 году, то антилибералы, среди которых даже советник президента РФ Сергей Глазьев, не согласны ни с одним шагом Эльвиры Набиуллиной.
11 декабря, совет директоров ЦБ должен вновь вернуться к вопросу о величине ключевой ставки, которая сейчас равна 9,5%, поднявшись за неполный год почти вдвое с 5,5%. Считается, что чем выше кредитная ставка мегарегулятора, тем меньше инфляция. В теории — да, но на практике, как видно, не всегда. Пока получается, что и рост цен не останавливается (к февралю 2015 года, по прогнозам и ЦБ, и Минэкономразвития, он может дойти до 10%), и ВВП падает (в 2015-м — минимум на 0,8%). В общем, полная стагфляция.
А тут еще невиданные темпы девальвации рубля — за 11 месяцев этого года чуть ли не 60%. И ЦБ никак не может стабилизировать национальную валюту. Конечно, российскому мегарегулятору в одиночку поддержать свой же рубль не так-то просто. Специальный гость Московского экономического форума (МЭФ), исполнительный директор Международного валютного фонда (МВФ) в 2007–2010 годах, Даисуке Котэгава, подчеркнул вчера, что транснациональные валютные интервенции всегда эффективнее исключительно национальных.
Но кто же из зарубежных регуляторов поддержит российский рубль в условиях западных секторальных санкций? Пока же, как предупредил на прошлой неделе глава Службы внешней разведки России (и, кстати, бывший премьер) Михаил Фрадков, рубль рушат именно западные инвестиционные фонды по наводке Вашингтона.
Видимо, так и есть, спецслужбы всегда знают, о чем предупреждать. И Владимир Путин не замедлил поручить ЦБ и правительству не позднее 25 декабря доложить ему, какие меры против западных валютных спекулянтов необходимо предпринять. Но здесь не надо забывать о том, что национальную валюту в случае ее объективного ослабления валят в первую очередь свои же игроки. И никаким Соросам ничего не обломится, если нет внутреннего врага.
Однако выявить последнего не так-то просто. Тут играют связи на самом высшем уровне. Так, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин на вчерашнем заседании секции МЭФ по ЦБ РФ «Центральный Банк для России: друг или враг?» буквально заявил, что в конце октября этого года был явный слив инсайдерской информации о неизбежном увеличении 10 ноября ключевой ставки ЦБ до 9,5%. На чем и заработал крупнейший госбанк.
И вообще, в экспертном сообществе России полагают, что не надо охотиться за валютными спекулянтами по всему миру. Они же здесь, рядом. И это именно госбанки. Кстати, поэтому многие независимые экономисты и критикуют действия ЦБ и Минфина по размещению временно свободных бюджетных средств на депозитах коммерческих банков. Деньги, якобы, в этом случае прямиком уходят не на кредиты реальному сектору, а на валютный рынок, обесценивая рубль. Впрочем, руководство госбанков решительно опровергает эти разоблачения. Но 25 декабря все покажет. ЦБ все же придется перед президентом раскрыть все карты.
А пока специальный гость МЭФ Даисуке Котэгава пояснил Владимиру Путину, как именно надо бороться с валютными спекулянтами из своей же страны. Лет тридцать назад стали неожиданно рушиться акции одного из крупнейших банков Японии. Это произошло после того, как в прессе появились сообщения об ухудшающемся его положении. Котэгава предложил тогдашнему министру финансов пригрозить дилерам инвесткомпаний арестами — как игрокам, которые работают не для национальной экономики Японии, а против. Тот так и сделал. На следующий день акции банка тут же выросли на 5%. Котэгава советует Путину не отступать, а давить на валютных дилеров. Они, а не те компании, на которые они работают, должны отвечать за валютные спекуляции. Это куда более действенно, так как у всех есть семьи. Учитывая тот факт, что, по определению главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, именно Следственный комитет стал главным стимулятором экономического роста в России, японские уроки будут восприняты в полном объеме.
Тут, правда, надо заметить, что Котэгава не только предложил план борьбы с валютными спекулянтами. Он еще и напомнил, что в свое время (в 1998 году) таиландский банк повысил ключевую ставку до 25% годовых и держал ее 18 месяцев и в результате уничтожил всю национальную промышленность. Об этой же опасности (то есть о завышенной ключевой ставке ЦБ) вчера предупредил и советник Путина Сергей Глазьев.