В последние годы москвичи привыкли хорошо одеваться, а ретейлеры известных брендов одежды привыкли хорошо одевать. Вешалки модных магазинов по-прежнему ломятся от стильных вещей — вроде бы здесь и намека нет на какой-то там экономический кризис. Но первая же попытка заглянуть в ценник действует как холодный душ: цифры на 30–40% выше весенних, а на некоторые востребованные позиции — вдвое и выше. Так что вместо двух-трех модных вещичек теперь придется покупать только одну, да еще и экономить на еде, походах в кино и театры и других статьях бюджета. Легкому и неосмысленному шопингу пришел конец.
Сегодня популярные ретейлеры заявляют о том, что не собираются покидать российский рынок — они все еще по привычке называют его перспективным. В то же время представители известных марок побаиваются рассказывать в СМИ, как именно они будут преодолевать неблагоприятные экономические факторы: кому-то придется сокращать штат, кому-то — закрывать магазины, а кому-то и вовсе уходить в Интернет. Уже сегодня невооруженным глазом видно, что на центральных улицах города появляется все больше пустых витрин — модные магазины снимаются с насиженных мест и уходят в торговые центры на периферию, закрывают точки, созданные не столько для торговли, сколько для продвижения и престижа. Вместе с тем наиболее дальновидные и практичные ретейлеры уже просчитывают возможные потери: «Пока еще одежда реализуется по старым ценам, и в ближайший месяц-полтора эта политика не изменится, — рассказал «МК» один из крупнейших ретейлеров в европейском модном сегменте. — Но уже с января придется менять ценник в большую сторону. Оптимизировать издержки мы будем за счет компании: планируем сократить расходы на рекламу и маркетинг, закрываем магазины в регионах. Вместе с этим готовимся открыть торговлю в Интернете и разрабатываем стратегию индивидуальной работы с нашими постоянными клиентами — владельцами дисконтных карт. Менять ассортимент на более дешевый мы не собираемся, а вот запустить несколько дополнительных линеек планируем».
Уже сейчас по витринам масс-маркетов можно изучать технологии кризисного выживания. Покупателей завлекают скидками, разнообразными акциями и подарками: «две вещи со скидкой 30%, четыре вещи со скидкой 50%», «Глобальная распродажа!» Но даже простым продавцам понятно, что все эти меры временные, и через месяц–полгода никакие скидки не помогут сделать товар доступным для массового потребителя. А значит, придется еще больше «ужиматься» и сворачиваться. «Понятно, что вслед за курсом доллара будут подтягиваться и цены на импортные товары, — рассказали «МК» в российском представительстве крупной интернет-компании. — В условиях кризиса люди всегда начинают бережнее относиться к деньгам, ищут способы сэкономить, получить товар по более выгодной цене. В этом смысле интернет-торговля оказывается довольно востребованной. Сегодня даже из самых отдаленных точек мира посылка идет максимум неделю, производители охотно предлагают бесплатную доставку, так что, думаю, в ближайшее время одевать россиян будет Интернет».
А тем временем в переходах Московского метрополитена растет и множится количество киосков с дешевым ширпотребом, в иные из них, торгующие кофточками по 300 или свитерами по 600 рублей, даже выстраиваются очереди. Молодое поколение все еще равнодушно проходит мимо, а вот люди постарше все внимательнее вглядываются в подземный ассортимент. Ведь кто знает, может, и новый Черкизон уже не за горами.