СПРАВКА "МК"
Премия GSEA — международный конкурс для предпринимателей до 30 лет, управляющих собственными компаниями (Global Student Entrepreneur Awards). Объединяет более 9500 участников из 46 стран. Программа GSEA была основана в 1998 г. Университетом города Сент-Луис, проводится под эгидой Международной предпринимательской организации (Entrepreneurs’ Organization). GSEA поддерживает учащихся-предпринимателей, бизнес которых находится на ранних этапах развития и которым нужна помощь наставника, признание и связи, чтобы вывести проект на новый уровень. В 2012 году 20-летний Даниил Мишин из РФ, владелец сети хостелов BearHostels, вошел в пятерку лучших молодых предпринимателей мира по версии GSEA.
— Нередко приводят статистику, что среди российской молодежи в сравнении с Западом довольно мало желающих открыть собственное дело. А с другой стороны, у нас так часто говорят, что бизнесом в стране заниматься «вообще невозможно», что видеть успешных молодых людей, которые создали и развивают свои компании, — едва ли не чудо! — с известной долей шутки отметил зам. руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев, представляя СМИ семерку финалистов.
— Родители у меня небогатые: мама — бухгалтер, папа — тренер по конному спорту, так что всего я добился сам, — сразу постарался развеять любые сомнения журналистов 27-летний Александр Колосов, основатель сети быстрого и здорового питания. — Родился, учился, живу в Москве…
«Счастливчик!» — тут же среагировали в зале, но Александр, посмеявшись с коллегами, не растерялся и продолжил:
— На конкурсе представляю новое для страны направление — готовим без масла и соли, быстро и вкусно, 80% продуктов — российские… Пита с куриной грудкой или говядиной, обжаренной на гриле, с овощами и греческим соусом. Пять видов вегетарианской питы: с фалафелем, «четыре сыра»… Пока у нас две точки, в декабре запустим третью. К концу 2016-го планируем выйти на оборот 250 млн рублей, рентабельность 20%, конкурентное преимущество — лояльность к клиенту, работают веселые доброжелательные студенты.
На конкурс, по словам Александра, он пришел, чтобы показать сверстникам — «сделать бизнес реально, и не надо этого бояться».
— Я часто выступаю в Плехановском университете, на Селигерском форуме и встречаю людей, первый вопрос которых: «Разве возможно открыть компанию, там же бандиты, налоги ужасные, еще что-то?..» Налоги абсолютно подъемные, привлечь инвестиции можно, главное — идея и желание. Первые деньги я, кстати, заработал в пять лет, собирая в Хамовниках и продавая у метро яблоки.
29-летний Андрей Шарков из Питера продолжил вкусную тему. Еще третьекурсником он вышел на большой рынок с фирмой по производству брендированного шоколада для корпоративных клиентов: банков, автоконцернов, известных аудиторских компаний и пр.
— Мы начинали с сегмента В2В (бизнес для бизнеса). Если вы приедете в Санкт-Петербург и в гостинице или ресторане вас угостят маленькой плиткой шоколада с брендом заведения, имейте в виду — восемь из десяти сделаны моей компанией.
Как гласит короткая справка о сладком бизнесе Андрея: первые вложения составили всего пару сотен долларов на создание сайта, менее чем через год Шарков и сотоварищи смогли закупить оборудование на сумму в $40 тыс., а через два года оборот фирмы равнялся 10 млн рублей. Тут бы вспомнить определение «все в шоколаде», но… случился 2008 год.
— Я был уже такой самоуверенный, самодостаточный 23-летний предприниматель, считавший, что поймал удачу за хвост, как вдруг все корпоративные клиенты исчезли в одночасье. И я осознал, что по большому счету все время просто «осваивал» бюджеты корпораций, а думал, ко мне идут из-за уникальности продукта. Надо было срочно что-то предпринять, мы запустили новое направление B2I (business to individual) — шоколад на заказ для частных клиентов: стали украшать продукцию фотографиями детей, друзей покупателей. Идея подарочных плиток оказалась настолько востребованной, что уже до конца 2008-го мы восстановили утерянные позиции, а в 2009-м я снова вернул имущество, которое успел распродать раньше, чтобы не потерять компанию. Потом решили разнообразить ассортимент и обратиться к темам, которые бы трогали эмоционально не одного конкретного заказчика, а массу людей. И без заоблачных рекламных бюджетов сделали продукт, «сам себя продающий».
Первым удачным пиар-ходом стал набор «антикоррупционного шоколада», отправленный в офис Навальному. Тренд уловили и в народной популярности президента, в результате появилась целая серия одноименного лакомства. Обертка с изображением знаменитой «кошки, вид сзади» и подписью «Вова П., 60 лет» — один из хитов компании. Как уверяет Андрей, все авторские и прочие права фирма соблюдает неукоснительно, а высокопоставленные чиновники проявляют к продукции симпатию.
Воображение зала потряс 30-летний Иван Константинов, чья дизайнерская студия занимается созданием научно достоверной графики в сфере медицины, фармацевтики, био-, нанотехнологий и всех естественных наук.
— Наше главное достижение — создание первой в мире точной модели вируса иммунодефицита человека с атомной детализацией, — поясняет Иван. — В 2010 году она была признана лучшей научной иллюстрацией по версии журнала Science и Национального научного фонда США, сейчас эта модель входит в презентации нобелевских лауреатов, а информация о ней попала в крупнейшие СМИ.
В планах — создание зоопарка вирусов, где будут собраны «портреты» всех главных врагов человечества: кроме ВИЧ уже есть модели вируса гриппа и вируса Эбола. Также студия помогает готовить визуализацию сложных объектов по заказу различных лабораторий и высокотехнологичных компаний.
— У всех наших сотрудников серьезный багаж знаний, поэтому с заказчиками разговариваем на одном языке, — говорит предприниматель. — Я выпускник Московского университета по специализации молекулярная биология, коллеги — кандидаты и доктора наук, всего в экспертном совете более 70 ученых из ведущих центров: от Гарварда до Гонконгского центра науки и технологий.
Среди проектов остальных финалистов — частные детсады, работающие по методике Монтессори; сервисы для компаний, помогающие привлечь клиентов через сайт и резко ускорить процесс дозвона клиентов к специалистам; методика торгов на финансовых рынках. Всего в этом году заявки на российский этап GSEA подали более 400 человек. «Ребята достигли вполне осязаемых результатов в бизнесе. На мой взгляд, это важный аргумент для тех, кто до сих пор не решался заняться предпринимательской деятельностью», — резюмировал Дмитрий Князев.