Не наступило ли время и для России после двух десятилетий глубокомысленных и бесполезных рассуждений о реформах обратиться к опыту прошлых реформ государственной экономики?
Почему наши патриоты не любят Витте?
Особый интерес представляет период ускоренного создания промышленности Российской империи в конце XIX — начале XX в. Как и сейчас, российские бизнесмены готовы были вкладывать свои средства только тогда, когда предполагалась быстрая и надежная прибыль. Естественно, это не относилось к вложениям в промышленность, когда возврата средств можно было ожидать только после окончания длительного инвестиционного цикла.
Реформы, давшие серьезный толчок развитию экономики нашей страны, министр финансов России Сергей Юльевич Витте начал летом 1892 года.
Он задумывал обеспечить создание национальной промышленности с помощью жесткой протекционистской политики.
Наиболее полно взгляды С.Ю.Витте изложены в «Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Александровичу в 1900–1902 году». В нем изложен подход государственного деятеля к национальной экономике и принципы управления народным хозяйством. Читая Витте, иногда кажется, что это смог сказать Путин в своем послании.
«Создание своей собственной промышленности — это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы. Оградив отечественное производство от соперничества иноземных товаров на русских рынках, правительство не может остаться чуждым по отношению к вопросу о том, насколько успешно справляется наша промышленность с поставленной ей задачей самостоятельного удовлетворения спроса русских потребителей».
«Россия… в некоторой степени является… гостеприимной колонией для всех промышленно развитых государств, щедро снабжая их дешевыми произведениями своей земли и дорого расплачиваясь за произведения их труда . Она имеет и право, и силу не хотеть быть вечной данницей экономически более развитых государств. У нас стала вырастать... национальная промышленность, обещающая стать надежным противовесом иностранному промышленному владычеству».
«Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе».
Впрочем, последняя цитата — это уже В.В.Путин. Остальное из Витте
Так что же входило в т.н. «систему Витте»?
Во-первых, С.Ю.Витте предельно просто определяет цель хозяйственной деятельности: «деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, называется хозяйственной». И еще: «хозяйственная деятельность характеризуется стремлением человека достичь наибольших результатов с наименьшими затратами».
Далее он подробно рассматривает функционирование народного хозяйства с позиции государственного управления.
В лекциях им делается акцент на то, что «…роль государства в развитии капитализма далеко не является исчерпывающей. Государство не столько созидает, сколько воспособляет, истинными же созидателями являются все граждане. Чем дальше идет прогресс, тем сложнее становятся все отправления производственного процесса и тем труднее роль его участников — всех граждан. Чтобы справиться с этой ролью, они должны обладать не только капиталами, но и личными качествами — предприимчивостью и энергией, развивающимися на основе самодеятельности. Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее и всячески помогать ей, создавая благоприятные для ее применения условия — вот истинная задача государства в наше время все усложняющегося народного хозяйства».
Что это, как не предложение государственно-частного партнерства (ГЧП), столь любимого сегодня? Только Витте думал не о «пилении» с его помощью бюджета.
Заслугой Витте является проведение им в 1897 году денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению в стране инвестиционной активности (накопленный объем их перед I Мировой войной был в 10 раз больше по сравнению с началом 1890-х годов). Что важно: внутренние займы росли быстрее внешних и превышали их. Россияне поверили в свою валюту и вкладывали деньги внутри страны.
Витте установил порядок и правила организации тарифной государственной политики. В то время они относились только к железнодорожным тарифам, а в настоящее время могут быть применены ко всем направлениям тарифной государственной политики.
С.Ю.Витте, не будучи принципиальным противником крупного дворянского землевладения, справедливо считал, что успешным оно станет только при условии индустриального развития страны и, соответственно, масштабного развития промышленных производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Он инициировал создание Крестьянского банка, покупающего за собственный счет землю у помещиков для последующей перепродажи ее крестьянам. Увы, не прошло его предложение ввести в России наследственную земельную аренду крестьянами.
По его инициативе был принят закон против ростовщичества. Состав преступления возникал при превышении процента по ссудам в размере 12% годовых.
Он заявлял, что борьба с «…вредными спекуляциями составляла и будет впредь составлять одну из важнейших забот министерства». В 1893 году, когда начали расти цены на сахар, Витте за границей закупил большое его количество и, выбросив на рынок, сорвал планы спекулянтов. Очень поучительная история и о том, как он в том же 1893 году ударил по карману финансовых спекулянтов, играющих на понижении российского рубля.
Во всех случаях главным инвестором прорывных направлений развития народного хозяйства страны было государство. В основном за государственные средства производилось и строительство железных дорог, либо они выкупались казной у частных строителей. И за время работы Витте министром финансов протяженность железных дорог в России увеличилась почти в 2 раза. В 1890-е годы в стране ежегодно появлялось по 3 тыс. километров железных дорог — так строили только в СССР.
Хотели как лучше...
Опять вспоминаются слова Валентина Павлова (сказавшего так до Черномырдина). Одним из первых указов президента В.В.Путина (вернувшегося) стал Указ №596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». В нем ставились очень важные, даже необходимые задачи: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% — к 2018 году; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. Сформулирована задача утвердить до 1 января 2013 года государственные программы Российской Федерации, включая программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Ориентировалось при этом правительство, судя по всему, на Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, подготовленную огромной группой либеральных экономистов, группирующихся вокруг Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства и государственной службы. Не случайно в указе много места было уделено дальнейшей приватизации государственных активов. Указ был своевременный и правильный, что нельзя сказать о практике его реализации
А как действовал С.Ю.Витте? Именно государство было главным инвестором прорывных направлений развития народного хозяйства страны. Благодаря этому резко увеличились показатели практически во всех отраслях народного хозяйства — удвоилось производство стали и чугуна, начали производить алюминий, стало развиваться машиностроение, строительство, только цемента в стране за «время Витте» стали производить в 5,5 раза больше. К 1900 году Россия вышла в лидирующие мировые позиции по добыче нефти. Появилась уникальная Транссибирская магистраль и стали осваиваться новые экономические районы, в Сибирь отправились переселенцы.
Для того чтобы сделать крестьян более мобильными, Сергей Юльевич считал необходимым реформировать крестьянскую общину, но делать это, по его мнению, надо было постепенно. Витте удалось добиться отказа от круговой поруки в общине, облегчения паспортного контроля крестьян и отмены для них телесных наказаний.
Кроме этого при активном участии С.Ю.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях. Витте провел реформу торгово-промышленного налогообложения, поддерживая отдельные отрасли. При этом делалась ставка на рост «экспорта обработанных товаров». Наконец, при нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием три (Киевский, Варшавский и Санкт-Петербургский) политехнических института, 73 коммерческих училища, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования.
Сергей Юльевич мыслил стратегически. Он понимал, что такой огромной стране нужны экономические структуры, которые бы обеспечили ее единство. Только государство могло устанавливать железнодорожные тарифы ниже себестоимости. Благодаря этому российский бизнес получал преимущества перед своими конкурентами. Хороший стимул был и у иностранных инвесторов. Вот настоящий пример государственно-частного партнерства. Кстати, так же поступают и в других «обширных» странах — Китае, Канаде, Индии. Да мы помним еще Советский Союз, когда Владивосток не казался далеким городом. А в настоящее время в России нет ни одной государственной компании, объединяющей регионы. «Аэрофлот» давно приватизирован, РЖД владеет только железнодорожными путями. Не стало и единой РАО ЕЭС. Ничего не мешает разным частям страны дальше развиваться самостоятельно.
Эти реформы поддерживал Александр III, по инерции они продолжались при его сыне Николае II. И к нему 115 лет назад обращался Витте, надеясь на развитие достигнутого. Но новый царь имел свои мысли на пути развития страны. В начале XX века в России, да и в Европе, начался экономический кризис, хотя инерции преобразований хватило еще на полтора десятилетия...
Бьет — значит любит
Перенесемся в другой период. К концу 20-х годов XX века стало очевидно, что нэп не выполняет основных надежд, на него возлагаемых: хотя удалось в основном восстановить дореволюционный уровень производства, новый класс бизнесменов так не стал инвестором (их деньги шли в основном в торговую и финансово-банковскую сферу), не произошло перелома и в сельском хозяйстве (туда не пришла современная техника, частнику, кулаку нерентабельно было приобретать трактора), возможностей резко увеличить производство товарного зерна не было. В городах было много «гастарбайтеров» (они приехали из сельской местности и были тогда в основном славянских национальностей). Дисциплина (в первую очередь трудовая) была на ужасном уровне, как и уровень образования. Перспектив сломать эту тенденцию было мало.
Обострилась международная обстановка. В 1927 году были совершены нападения на торгпредства СССР в Лондоне и Шанхае. Был разработан план войны с СССР, против нее были объявлены многочисленные санкции, в том числе зарубежные партнеры объявили «золотую блокаду» и не принимали советское золото. В 1930 году США ввел эмбарго на ввоз всех советских товаров, кроме зерна! И т.д.
Реформа началась в середине 20-х годов. На XIV съезде, в декабре 1925 года был взят курс на «социалистическую индустриализацию». Председатель ВСНХ Дзержинский стал инициатором нескольких госпрограмм (ГОЭЛРО и развития металлургии). Все делалось за счет внутренних источников накопления, так как СССР не мог рассчитывать на иностранные кредиты.
В феврале 1931 года Сталин заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Да, гигантские планы первой пятилетки не были полностью реализованы, но было запущено множество новых промышленных предприятий — примерно по 600 в год! 1931 год: Вот только новинки 1931 года: Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, ЗИС (ставший потом ЗИЛом), Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения (нынешний «Россельммаш») и т.д. и т.п. Нам бы такие темпы «неудач». Вторая пятилетка оказалась еще более удачной. В 1934 году были отменены продовольственные карточки. Не надо идеализировать картину, многие заводы и после запуска работали далеко не на полную мощь, но война показала, что созданная индустрия выдержала испытание.
Что очень важно — в основе успехов стояла программа создания рабочих кадров промышленности. Миллионы малограмотных крестьян в кратчайшие сроки превратились в образованных и дисциплинированных индустриальных рабочих и инженеров. В стране открывались новые вузы, техникумы, ПТУ.
Делалось это жесткими методами, возможно, излишне жесткими. Но ведь никто не заставляет копировать все сделанное полностью, да и время сейчас все-таки не такое сложное. Кстати, заключенных и гастарбайтеров (из Китая и Кореи) использовали на «стройках века» и Витте, и работодатели США в период Великой депрессии.
В заключение хочется вспомнить слова С.Ю.Витте: «В России нужно проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются или затормаживаются».