Чего хотят отечественные банкиры? Естественно, как можно больше дешевых денег. Где их взять? До ввода экономических санкций против России этот товар за минимальный процент можно было взять в Европе или США. Теперь доступ к западному рынку заимствования нашим банкам закрыт. Остался только родной Банк России.
Однако в последние несколько лет он крайне осторожно увеличивает российскую денежную базу. Например, по данным президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, если с 2003 по 2008 год этот показатель вырос в 4 раза, то с 2009 по 2014 год — только на 50%. Причем в первый период ВВП рос на 7–8% в год, а инфляция падала, то во второй временной отрезок темпы роста ВВП были незначительными, а рост цен, наоборот, разгонялся. К тому же ЦБ в четвертый раз в этом году поднял ключевую ставку, в связи с чем стоимость кредитов для реального сектора экономики вновь резко увеличилась.
Тосуняна поддержали представители банковского сектора, как региональные банкиры, так и независимые эксперты. Главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов Михаил Ершов подсчитал: за последние 15 лет темпы монетизации экономики опережали инфляцию примерно в 10 раз. Другими словами, цены росли на порядок медленнее, чем ЦБ печатал новые рубли.
Представители Банка России и Минфина приняли эту информацию весьма прохладно. Прежде всего в связи с тем, что ЦБ опасается значительного давления «лишних» рублей на валютный рынок. Не случайно несколько дней назад глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила о сокращении предоставления рублевых кредитов отечественным банкам, чтобы те не тратили их на приобретение валюты.
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев, в свою очередь, оценил расчеты Тосуняна и Ершова как совсем корректные. Он привел пример псевдомодели: «Дети рождаются из памперсов». То есть если в доме есть памперсы, значит, найдутся и дети.
На это спикер СФ Валентина Матвиенко, которая проводила заседание банковского совета, предложила обеим сторонам найти, прежде всего, компромисс в области наполнения российского рынка дополнительной рублевой массой. Причем сделать это «без памперсов».
С лету договориться чиновникам и банкирам не удалось. В частности, так и не был согласован вопрос по страхованию банковских вкладов населения. Сейчас минимальный размер выплат вкладчикам разорившихся банков составляет 700 тыс. рублей. Уже несколько лет его предлагают увеличить до 1 млн рублей. Однако, по мнению банкиров, и этого будет недостаточно. На заседании банковского совета было предложено увеличить порог до 1,5 млн рублей.
Конечно, банкиры думают в основном не о вкладчиках, а о себе. Как отметил президент Челябинского банковского союза Сергей Бурцев, отток вкладов населения из банков (в случае увеличения страховых выплат до 1,5 млн рублей) не только прекратится, но даже существенно вырастет. Значит, у банков появятся дополнительные средства для кредитования как населения, так и реального сектора экономики России.
Однако заместитель министра финансов Алексей Моисеев посчитал эту меру излишней. Он уверяет, что население уже сейчас может получать в виде страховых выплат до 1 млн рублей, так как они являются кредиторами первой очереди.
Остается надеяться, что компромисс все-таки будет найден. И, как говорит Матвиенко, даже «без памперсов».