Поправку, в соответствии с которой ставки акцизов для сигарет рассчитываются от розничной цены, внес депутат от «Единой России» Николай Герасименко.
Герасименко — профессор, доктор медицины, действительный член Российской академии медицинских наук (то есть академик). Борец за здоровье нации. Судя по всему, спортсмен. Не раз говорил, что доступность алкоголя и табака в России порождает интерес и спрос к нездоровым потребительским продуктам. И это надо запретить или, по крайней мере, ограничить.
«К примеру, в Скандинавии один магазин, где продается алкоголь, приходится на 10 тысяч человек населения. У нас же в каком-нибудь поселке на тысячу человек целых пять таких магазинов!» — сетовал народный избранник.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире в среднем каждые шесть секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением, а ежегодно по этой причине умирают 5 млн человек. Если тенденции нарастания распространенности курения не будут снижаться, то, по прогнозам, к 2020 году ежегодно будут преждевременно умирать 10 млн человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти.
Здоровье человека — это первая и главная причина разработки и внедрения нового законопроекта. В соответствии с документом, адвалорная часть акцизов (то есть та составляющая, которую платят рядовые покупатели сигарет) в 2015 году вырастет на 11%, в 2016-м — на 12%, а в 2017-м — на 13%.
Только как за счет налогов повысить здоровье нации — не совсем понятно. Курят в России примерно 45 млн человек, и бросать это дело не собираются.
По словам исполнительного директора Движения за права курильщиков Андрея Лоскутова, под категорию “дорогостоящие» попадают сигареты стоимостью в 60 рублей за пачку. «Давайте разберемся. Половина этой суммы — себестоимость. На эти деньги закупается табак и изготовляется упаковка. Включаются затраты на транспортировку и маркетинг. Другая половина — сборы государства: акцизы и налоги.
Надо учесть, что сигареты, попадающие под категорию дорогостоящих, на самом покупают люди со средним и низким уровнем доходов. То есть «налог на роскошь», который собираются внедрить депутаты, ударит по бюджету рядовых гражданам, не желающих курить махорку и самосад.
Для них введение повышенных акциз на табачные изделия обойдется в 10–12 рублей за пачку. Только пойдут ли эти деньги в бюджет, не очевидно. По словам Андрея Лоскутова, после последнего повышения акцизов за сигареты в России в 2014 году выпуск аналогичного по качеству табака и его производных в Белоруссии вырос вдвое — с 15 млн до 30 млн штук.
«Как вы думаете, где оказались эти сигареты? Конечно, в России», — отмечает Лоскутов.
Только может быть еще хуже. Белорусские или казахские табачные изделия, хоть и ниже по цене, но по качеству никак не хуже российских. А вот что может хлынуть из Китая, даже табачное лобби предположить не в состоянии.
«Пойдут, как говорили в 1990-е годы, «ножки саранчи», а стоить будут как «Мальборо». И если до сих пор курильщик тратит до 8% от заработка, то теперь эти траты увеличатся до 10%. И эти средства пойдут не на качество или здоровье, а на пополнение бюджета. За счет увеличения акцизов государство хочет получать около $17 млрд в год дополнительно. Только переориентация на белорусские или казахские аналоги, более дешевые, вынут из бюджета не менее $15–16 млрд. Так что за что боремся?» — отмечает Андрей Лоскутов.