Корреспондент «МК» в прошлый четверг, сидя в оперзале одного украинского банка с иностранным капиталом («лицом» учреждения является популярный французский киноактер с мордовской пропиской), стал свидетелем следующей сцены. К одному из кассовых окошек подошел огромный детина.
- Ну, уже есть?
Услышав ответ, клиент стал громко выражать неудовольствие.
- Только что по радио передали: Нацбанк Украины на аукционе продал наличные доллары шести крупным банкам, в том числе вашему!..
Персонал невозмутимо занимался своими делами. На шум из кабинета вышла управляющая отделением банка.
- Вы думали, вам тут же начнут продавать доллары в убыток? Подождите, пока курс станет 15 гривен – вот тогда все банки будут битком набиты зеленью для людей.
Прогноз почти сбылся спустя сутки. Торги на украинском межбанке завершились 15.20 гривнами за доллар. Жаловаться некому. Верховная Рада возобновит работу не раньше 1 декабря, стало быть, вызвать в сессионный зал главу НБУ Валерию Гонтареву для отчета «перед всем украинским народом» не получится. Кое-кто недовольно ворчит, мол, так оно и задумывалось изначально: чтобы в межсессионный период страна управлялась в ручном режиме…
В воскресенье доллар в Украине можно было продать за 14.36 грн. Однако экономисты все равно предрекают снижение курса гривны. Вину за её обвал они возлагают на непродуманную политику руководства Нацбанка и на давление правительства. Его глава Арсений Яценюк, как известно, в период «оранжевой революции» 2004-2005 годов фактически руководил НБУ. Сейчас премьер якобы заставляет бывших подчиненных «затыкать дырки» государственного бюджета, бюджета «Нафтогаза Украины», Фонда гарантирования вкладов физических лиц. И все за счет эмиссии!
В прошлом году, несмотря на известные события в центре Киева, доллар стабильно стоил 8 гривен. Сейчас – 14. Можно списывать такой скачок на «кровавый режим Януковича», можно и на «происки России».
Более целесообразной представляется все же попытка отыскать причины в деятельности отдельных должностных лиц.
Доллару в настоящее время желательно обходить Украину десятой дорогой. Ибо если он туда попадет, его принудительно обменяют по «неправильному» курсу. Поскольку назад вывезти уже смысла нет, а положив на валютный счет в банк, по первому требованию его не отдадут, - доллары либо везут за границу, либо держат при себе.
На этой ситуации больше всего заработали «Приватбанк» (около 1, 4 миллиарда гривен, владельцы - днепропетровские миллиардеры Геннадий Боголюбов и Игорь Коломойский, а также миллионер Алексей Мартынов) и «Проминвестбанк» (1, 2 млрд. грн.; его связывают с именем одного из руководителей РФ). В топ-25 банков попали еще три российских финучреждения – Сбербанк России (415 млн гривен), БМ Банк (95 млн гривен) и ВТБ Банк (62 млн гривен).
В том, что терпящая убытки банковская система заработала на курсе, нет ничего удивительного. «В прошлом году курс был стабильным. В этом году он рос, соответственно, привел к росту маржи и увеличению дохода. Такая картина у всех банков, честно показывающих эту графу в отчетности», – комментирует ситуацию финансист из крупного банка, вошедшего в топ-10. К расширению маржи прибавилось также растущее желание клиентов купить больше валюты. «Многие клиенты, опасаясь девальвации, стремились купить валюту в размерах, превышающих их обычные», – объясняет зампред банка, который попал в топ-10.
У руководителей Украины были надежды на внешние заимствования. Однако Запад не спешит давать деньги. Дескать, сначала разберитесь со своими коррупционерами и приступите наконец к масштабным структурным реформам внутри державы. Оба условия взаимосвязаны.
Приходится идти более простым путем. Примерно таким. В НБУ звонят из Кабинета министров: «Знаете, у нас проблемы с «Нафтогазом…» - «Сколько?» - «Ну… 48 миллиардов … для начала» -«Ладно, напечатаем!». Следующий звонок: «Проблемы с капитализацией государственных банков…» - «Принято, печатаем». «Проблемы с бюджетом…» - «Напечатаем…».
Будь в Нацбанке фигура, сопоставимая с экс-министром финансов России Алексеем Кудриным, - этот человек решительно ответил бы: «Нет, я не дам вам эти миллиарды, потому что скрытое финансирование банков за счет появления ничем не обеспеченных бумажек приведет к падению гривны, к инфляции, к падению жизненного уровня населения!».
Остается в этих условиях надеяться разве что на успешное формирование парламентской коалиции и, соответственно, на «укрепление руководства» финансовым блоком следующего правительства и Нацбанком. В настоящее время вся банковская система Украины по активам - меньше, чем 4-й по значению банк Польши.
Поляки, приезжающие в соседнюю славянскую страну, поражаются количеству «навороченных» иномарок на украинских дорогах.
Те же чувства обуревают беженцев с Донбасса, с которыми периодически общается корреспондент «МК».
- У нас до начала боевых действий все предприятия, все шахты работали, но люди «отоваривались» все равно скромнее, - говорит жительница Горловки Светлана. – У вас половина заводов «стоит» или ставит свои штампы на китайскую продукцию, - а у людей откуда-то берутся деньги на «Лексусы»!..
В действительности, если полагаться на данные ассоциации «Укравтопром», благополучие на дорогах – скорее мнимое. Ибо реальный октябрьский объем производства легковых автомобилей составил 1 тысяч 142 единиц. Это на 6% больше, чем в сентябре, но на 77% меньше октябрьского показателя прошлого года. В целом в октябре на украинских заводах было произведено 1 475 автотранспортных средств, что на 13,5% больше, чем в сентябре (1 тыс. 299 шт.), однако при этом на 72,5% меньше, чем в октябре прошлого года (5 тыс. 372 шт.)
Наибольшее падение произошло в автобусном сегменте украинского автопрома, где за десять месяцев было произведено всего 716 единиц техники, что почти на 60% меньше показателя годичной давности. Выпуск легковых автомобилей за тот же период сократился на 27% до 25 тыс. 309 штук. В октябре 2014 года спрос на новые легковые автомобили был минимальным за все аналогичные месяцы предыдущих 14 годов. В прошлом месяце удалось продать 5 891 новых легковушек.
Станут ли украинцы, не имеющие собственных «колес», из-за удешевления гривны экономить на еде?
Резкого подорожания продуктов питания, как пообещал во время выступления на ТВ глава Министерства аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка, не будет. Государство-де продовольствием обеспечено. Г-н Швайка прокомментировал экспорт продовольствия и потребности страны: «Война, - это фактор, оказывающий влияние на цену денег, на вход-выход иностранных инвесторов, а также на способность отечественных финансистов работать в новых проектах. Наша главная задача - рассчитать тот баланс, благодаря которому сможем накормить как украинцев, так и выполнить наши экспортные обязательства». Министр ловко увернулся от вопроса телезрителя об измененных пару недель назад ценниках киевских супермаркетов. Между тем, разница на единицу продукции составила от полутора до четырех гривен. Что немало, учитывая неизменность зарплат и фактор «замораживания» размеров пенсий.
Цены растут и на мебель. Практически вся фурнитура и ткани в Украину завозятся из Европы и Китая. В «группе риска» оказались и лекарства, поскольку доля иностранных медпрепаратов, реализуемых в Украине, - 80 процентов.
Бытовая техника тоже дорожает: в Украине её производят мало, а то, что собирается в западных регионах из импортных деталей, привязано к курсу доллара и евро.
В чем Запад действительно поможет украинцам, так это в погашении долга за поставляемый с территории Российской Федерации природный газ. По словам еврокомиссара Гюнтера Оттингера, Европейский Союз и Международный Валютный Фонд подготовили для этого специальную программу.