В этом году рубль упал более чем на треть. Всю последнюю неделю он сдает свои позиции еще более стремительно.
Причем, никакие средства не помогают. ЦБ регулярно проводит валютные интервенции. Например, на сглаживание колебаний только 23 октября он потратил $2,736 млрд и еще почти столько же — следующий день. Всего же в октябре на эти цели, по подсчетам экспертов, было потрачено более $10 млрд. В результате за неполный год золото-валютные резервы России существенно истощились: в январе было около $500 млрд, а сейчас — менее $440 млрд (самый низкий уровень ЗВР был зафиксирован в конце 2009 года — $375 млрд). Причем, $175 млрд из этих средств принадлежит правительству, а не ЦБ — это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Они нужны на погашение дефицита бюджета.
Кроме того, еще как минимум $100 млрд нужны на гарантию трехмесячного импорта товаров и лекарств в нашу страну. Это требование МВФ.
Так что что на поддержку курса рубля остается всего $165 млрд. Если ЦБ продолжит спасать рубль такими же темпами и способами, то Россия в кратчайшие сроки вернется на дно финансового кризиса.
Правда, у ЦБ есть и другие инструменты — сегодня мегарегулятор введет, так называемые, валютные РЕПО (предоставление валюты под залог ценных бумаг). Для начала они составят $3,5 млрд под 2,4% годовых. Но это капля в море.
Кроме того, в арсенале ЦБ есть еще повышение ключевой ставки. Сейчас она составляет 8%. Решение по ней Банк России примет на заседании Совета директоров 31 октября. Вероятно, ставку повысят. Это немного сдержит падение рубля, но повысит стоимость кредитов реальному сектору и населению.
Есть и еще один способ по спасению нацвалюты. Советник президента Сергей Глазьев настаивает на фиксированном курсе рубля, который нужно установить на три года вперед. Это также опасно — рубль таким образом не удержишь, а ЗВР будут потрачены сразу.
По мнению независимых экспертов, государственные деньги на поддержку «деревянного» необходимо прекратить тратить уже в ноябре. Как заявил экс-министр финансов Алексей Кудрин, отпустить рубль в свободное плавание нужно не дожидаясь будущего года.
Предложение, на первый взгляд, более чем опасное. Однако в этом сценарии есть и свои плюсы — если ЦБ уйдет с валютного рынка, то у спекулянтов исчезнет источник, из которого они тянут сейчас доллары и евро. Если же еще и стабилизируются цены на нефть, то российская валюта, вполне вероятно, не упадет ниже 45 рублей за доллар. Кстати, по последним данным агентства Bloomberg, к декабрю нефть будет стоить 100 долларов за баррель.
Какой же вариант, действительно, может спасти рубль? Ответили на этот вопрос ведущие эксперты, дав свой прогноз на тему «Столько будет стоить рубль к Новому Году».
Анатолий Аксаков, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку, Президент Ассоциации региональных банков России: «На самом деле рубль сейчас уже практически плавающий. ЦБ немножко выходит на рынок, осуществляя валютные интервенции на границах валютного коридора. Кудрин, видимо, предлагает отказаться от валютного коридора. Я ничего плохого не вижу в плавающем курсе. Конечно же, когда слишком резкие скачки, то тогда ЦБ должен выходить на рынок и стабилизировать ситуацию. Либо предпринимать еще какие-то шаги: повышать ключевую ставку, для того, чтобы сбить ажиотаж. Но в принципе, курс должен быть свободным. Я ожидаю, что к Новому году нацвалюта укрепится: 38-39 рублей за доллар и 50 рублей за евро. Дело в том, что все фундаментальные факторы, которые влияют на курс рубля говорят о том, что он сейчас недооценен. Например, цена на нефть приблизилась к уровню себестоимости. Значит ниже она не опустится».
Юлия Цепляева, главы Центра макроэкономических исследований Сбербанка: «Сейчас приобретать валюту можно только в случае необходимости выезда за границу. Я доллары по такому курсу покупать не буду. Мой прогноз — 43,4 рубля за доллар».
Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа ФБК: «По моим прогнозам, к концу года за доллар будут давать 45 рубля, а за евро все 60. Причин на то несколько. Во-первых, это дешевеющая нефть и плачевное состояние российской экономики. Кроме того, нельзя забывать про западные санкции, которые никто не собирается отменять.
Михаил ХРОМОВ, директор Центра структурных исследований Института имени Е.Т. Гайдара: «Переход к плавающему курсу может решить проблему спекуляций на валютном рынке. Сейчас ЦБ тратит миллиарды долларов из валютных резервов на проведение интервенций на валютном рынке, когда стоимость бивалютной корзины находится на границе операционного интервала, сдвигая саму эту границу в зависимости от объема интервенций.
В условиях девальвации рубля займы в иностранной валюте не выгодны по сравнению с дешевеющим рублем. Поэтому инструменты валютного РЕПО большим спросом у банков не пользовались. Даже обсуждаемое в банковском сообществе смягчение предоставления валютных средств кардинально картины не изменит.
Развернуть тенденцию обесценения рубля в противоположную сторону могут ряд факторов: повышение цен на нефть хотя бы до отметки $90-100 за баррель, постепенная отмена взаимных санкций с ведущими западными странами, возобновление экономического роста».