В 1987 году Владимир Петрович по приглашению Юрия Лужкова, с которым познакомился по «химической» линии (экс-мэр Москвы, тоже химик по образованию, возглавлял одно из управлений Минхимпрома), перешел на работу в Мосгорисполком, где стал начальником технического управления, позже трансформировавшегося в Московский городской комитет по науке и технологиям (МКНТ). Примечательно, что Ходорковский в то же самое время организовал научно-технический центр творчества молодежи Фрунзенского района столицы, работавший под эгидой Госкомитета СССР по науке и технологии. Бизнес обоих олигархов вышел из этих структур, и первые большие деньги они заработали отнюдь не в нефтянке.
Что касается политических амбиций, то они у Евтушенкова тоже были, но, к счастью, не привели к столь разрушительным последствиям, как в случае Ходорковского. Свою медиаимперию он начал сколачивать в середине 90-х годов при административной поддержке Юрия Лужкова и в 1997 году был избран председателем совета директоров телекомпании «ТВ-Центр», которая должна была стать главным пропагандистским ресурсом политического движения «Отечество». В разгар предвыборной кампании 1999 года Евтушенков вошел в штаб «Отечество — Вся Россия» (ОВР) и считался главным «кошельком» блока. (Кроме того, он, по некоторым данным, помогал в становлении «пластмассового» бизнеса супруги экс-мэра Елены Батуриной и ездил вместе с ней в Калмыкию, от которой Батурина пыталась избраться в Госдуму.) Впрочем, Владимир Петрович вовремя смекнул, что расклад сил складывается явно не в пользу Лужкова и Кº, и на заключительном этапе блок ОВР фактически остался без серьезной поддержки, что ,возможно, вызвало первые трения между градоначальником и главным столичным олигархом.
Именно во время работы с ОВР Евтушенков близко познакомился с тогдашним президентом Башкирии Муртазой Рахимовым, считавшимся наряду с Лужковым и Минтимером Шаймиевым основным идеологом блока. После поражения на выборах (вопреки ожиданиям ОВР получила всего 13% с небольшим голосов) Евтушенков отмежевался от большой политики, но сохранил хорошие личные и деловые отношения с руководителями регионов. И в том числе с Юрием Лужковым, хотя сам экс-мэр заявил «МК», что после 2000 года Евтушенков «двинулся на федеральный уровень» и прервал все контакты с горадминистрацией. Тем не менее в 2012 году СМИ вновь заговорили о возможном союзе отставного градоначальника и владельца АФК «Система». Олигарх предлагал Юрию Лужкову стать председателем совета директоров «дочки» «Башнефти» — Объединенной нефтехимической компании (ОНК). Но бог, как говорится, на сей раз миловал экс-мэра. В ходе многомесячных переговоров стороны не достигли взаимопонимания по развитию бизнеса компании, и сейчас, сказал Лужков «МК», его со структурами «Башнефти» ничего не связывает.
Несмотря на огромное состояние (по оценкам «Форбс», 9 млрд долларов), Евтушенков был очень простым и доступным олигархом, не скрывавшим номер своего мобильного телефона от журналистов. Корреспондент «МК» был свидетелем, как на одном из мероприятий буфетчица отказалась налить ему чашку чая, заявив, что стол накрыт для гостей, а не их помощников (Евтушенков, одетый в затрапезную водолазку и мокасины, послушно положил обратно взятый без спроса пирожок). До сих пор по Москве ходят слухи, что жена Евтушенкова является сестрой Елены Батуриной, но это не соответствует действительности. По словам Юрия Лужкова, «у Елены нет сестер, даже двоюродных».
Предстанет ли Урал Рахимов перед судом в России?
Как известно, 53-летнему сыну бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова Уралу Рахимову было заочно предъявлено обвинение в хищении акций Башкирского ТЭКа и в отмывании денежных средств, полученных от продажи «Башнефти» структурам АФК «Система». Соответствующее уголовное дело СК возбудил в апреле. Рахимов объявлен в международный розыск. По данным некоторых СМИ, сейчас он может находиться в Австрии.
Алгоритм действий правоохранительных органов в таких случаях таков: следствие вправе обратиться в суд с ходатайством о заочном аресте обвиняемого. После вынесения судом постановления о заочном аресте это постановление передают в Национальное бюро Интерпола, который в том числе занимается розыском обвиняемого. При установлении местонахождения разыскиваемого будут приняты меры к его задержанию при наличии международных договоров со страной его пребывания (в данном конкрет ном случае речь идет об Австрии, с которой такой договор есть. — Ред.). После этого, в случае задержания, Генпрокуратура России после того, как получит об этом соответствующее уведомление, в течение месяца подготовит пакет документов на экстрадицию обвиняемого с целью его привлечения к уголовной ответственности.