Западные экономические санкции против России вынуждают наших чиновников действовать на опережение. В частности, Совет Федерации под давлением его председателя Валентины Матвиенко решил воспользоваться рекомендованным Владимиром Путиным еще в 2012 году. Тогда он потребовал от правительства вернуть в страну и бюджет деньги, которые ежегодно утекают за границу через офшорные структуры.
На осмысление поставленной задачи у законодателей ушло два года. Сейчас сенаторы хотят запретить зарегистрированным за границей компаниям получать любую господдержку: получать кредиты в Внешэкономбанке, рассчитывать на госгарантии или госзакупки.
Это уже не первый документ, направленный на деофшоризацию российской экономики. В конце прошлого года Минфин начал подготовку законопроекта, предусматривающего выплату налогов из прибыли офшоров в российскую казну.
Пока эта инициатива находится в стадии разработки. Поэтому сенаторы решили взять ответственность на себя. В числе законодательных инициатив — раскрытие информации о собственниках организаций. Поправки также направлены на ужесточение уголовной ответственности за уход от налогов с помощью офшоров. За это предполагается наказывать штрафом от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет.
«Более 40% внешнеторгового оборота страны осуществляется с использованием офшорных компаний, за последние два десятилетия из России в офшоры, по различным оценкам, выведено от $800 млрд до $1 трлн. Ежегодные потери бюджетов всех уровней оцениваются в десятки миллиардов рублей. Поэтому принятие пакета антиофшорных законов — это обеспечение развития отечественной экономики и национальной безопасности», - отмечает один из авторов законопроекта Сергей Рябухин.
Деофшоризация — тренд во всей мировой экономической политике. Впервые этой проблемой утечки активов в «налоговые гавани» озаботились в США. В связи с этим, Вашингтон принял закон FATCA (закон о налогообложении иностранных счетов), согласно которому международные банки должны отчитываться о счетах налогоплательщиков и аффилированных с ними юридических лиц, связанных с США. В противном случае все их операции, проходящие через американскую финансовую систему, будут либо «заморожены», либо облагаться 30%-м налогом. Однако подключиться к FATCA большинству российских банков помешала геополитическая ситуация вокруг Украины и экономические санкции Запада в отношении нашей страны.
По мнению главного экономиста Института фондового рынка и управления Михаила Беляева, деофшоризация в период экономических санкций окажется вдвойне полезной нашей стране. Это позволит снизить отток капитала из России и увеличить инвестиционный потенциал внутри страны.
Впрочем, не все эксперты так оптимистичны. «Нельзя забывать, что деофшоризация — это, прежде всего, усиление налогового давления на частный сектор. Судя по всему, российская экономика находится на грани рецессии, то есть упадка промышленного развития. Возвратом капитала необходимо заниматься во время экономического роста страны», — отмечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.