Летом, комментируя подготовку национального этапа «Формулы», заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев заметил, что в отличие от некоторых бизнес-конкурсов, которые напоминают «сражение картонными мечами», «Формула Студент» — наглядная демонстрация способности создать что-то новое: «По регламенту с одним и тем же автомобилем нельзя выступать на одной и той же трассе дважды подряд, стимулируются творчество, инновации. Я уже не говорю о драйве во время гонок».
…Все как положено на «взрослых стартах»: проверка технических жидкостей в боксе перед заездом, наклейки спонсоров на бортах автомобилей и экипировке, флаги, нервы, болельщики.
Поскольку о соревновании в стране объявили в начале года, некоторые российские команды просто не успели построить собственный болид к старту. Но они выполнили всю «бумажную», проектировочную работу и тоже приехали на автодром, чтобы почувствовать азарт соревнования. Иван из Уральского федерального университета внимательно изучает подвеску на автомобиле, собранном москвичами: «Интересное конструктивное решение! Я учусь на факультете автомобилей и тракторов на механика, но, к сожалению, практики не хватает. Такой конкурс — очень хорошее подспорье».
Тамас Колоссвары из Венгрии на соревнованиях уже второй раз, несколько недель назад у их автомобиля состоялся премьерный прокат на таких же венгерских гонках. «У вас хорошая трасса, много возможностей для маневров, — замечает студент. — И вообще здорово, что «Формула» расходится по миру, это отличный опыт для нас всех».
«МК» смог побеседовать с главным судьей соревнований, мотоциклистом и карт-гонщиком в прошлом Пэтом Кларком.
— Прежде всего я хочу сказать, что вся эта история — она не о машинах, она об образовании, — заговорщически улыбается г-н Кларк. — Дело в том, что по всему миру, не только в России, работодатели в промышленном секторе недовольны качеством молодых инженеров, приходящих из университетов. Выпускники очень сильны в теории, но у них абсолютно нет практических навыков.
«Формула Студент» зародилась в Америке в 1980-х, потом ее подхватили Австралия, Англия, Германия, Бразилия, Япония, Китай, Корея и вот теперь — Россия. Однажды в Сообществе автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers, SAE) возникла идея: а почему бы не устроить для студентов соревнование, которое помогало бы развивать их профессиональное мастерство?! Для этого надо, чтобы они что-нибудь создали своими руками! Но что? Может, стиральную машину или бетономешалку? Нет, никакого адреналина. А что, если… маленький гоночный автомобиль? В точку!
Так все и началось. В итоге перед студентами стоит задание спроектировать, построить, испытать и представить свой маленький болид на суд жюри: подготовить отчет о стоимости автомобиля из расчета производства мелкой партии, калькулируя все вплоть до болтов и шайб, операций по сборке; обосновать все технические решения, составить техническую документацию. Эти задачки повторяют реальный бизнес-процесс из «взрослой жизни»: вы должны придумать концепцию, найти деньги, распределить бюджет, выстроить рабочий процесс, отношения в команде, выполнить поставленные цели в срок. Наконец, последний этап «Формулы» — выход на гоночную трассу — это проверка жизнеспособности концепции.
У ребят глаза горят от всей этой формульной атрибутики, скоростей, но мы понимаем: главное — то, что мы учим их быть предпринимателями, самостоятельно освоить все аспекты запуска высокотехнологичного проекта. По сути, для участников это становится главной школой жизни. Мы не готовим всех к работе в автопроме, нет: кто-то может уйти в авиацию, или судостроение, или вообще не стать инженером, но к какому работодателю они бы ни пришли, их уже не надо будет доучивать.
Господина Кларка поддерживает друг из Германии. По его словам, еще одна заслуга соревнований в том, что они формируют международное инженерное сообщество. Ребята с интересом изучают технические решение друг друга, происходит обмен опытом. И если в университете образовательный процесс растягивается на годы, то на автодроме через общение со сверстниками будущие инженеры в сжатые сроки впитывают все лучшее, что им дали научные школы Азии, или Америки, или Европы. Не случайно за такими специалистами буквально охотятся представители национальных автопромов. В Германии до 50% гостей соревнований составляют рекрутеры автомобильных концернов. Россия, по наблюдениям зарубежных судей, долго раскачивается, но потом, как известно, быстро едет. И нынешний старт, где наши команды еще можно пересчитать по пальцам и где мало представителей профильной индустрии, в этом смысле только начало.