«Газпром нефть» не раскрывает имен своих европейских партнеров, но отмечает, что расчеты в рублях были предусмотрены в договоре. Два танкера вскоре отправятся в Европу с Новопортовского месторождения на Ямале. Поставки в Китай с расчетами в юанях будут осуществляться по трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Пока говорить о переходе на рубли в расчете на экспорт рано. Партия в 80 тысяч тонн — это всего 0,00032% от совокупных поставок России нефти за рубеж. Впрочем, соответствующая тенденция, возможно, уже наметилась. Экономические санкции в отношении нашей страны, введенные Западом, поставили Россию перед выбором — срочно потребовался механизм, вынуждающий импортеров сырья покупать рубли. Это поддержит его курс по отношению к доллару и евро, а также станет ответом на санкциональные ограничения.
Первым расширить рублевую зону и перейти на рубли при расчете с контрагентами Европы предложил в марте этого года советник президента Сергей Глазьев. Он заявил, что это даст России положительную мотивацию и стимулирует внутренние механизмы экономического роста.
Многие экономисты посчитали инициативу Глазьева бессмысленной. В принципе, переход на рублевые расчеты не стал бы чем-то сложным, хотя и добавил зарубежным покупателям определенные неудобства. Чтобы заплатить за нефть или газ, им сначала пришлось бы купить у России рубли за доллары и евро, уплатив комиссию за обмен, а потом отдать рубли нам обратно. Лишняя операция привела бы к тому, что покупатель понес транзакционные издержки, и, чтобы не нарушить баланс, России пришлось продавать продукцию дешевле.
«Кроме того, цены на сырьевые товары на мировом рынке формируются в долларах. Рублевый ценник на российские энергоресурсы в любом случае будет привязан к доллару», — отмечает эксперт Центра структурных исследований института Гайдара Михаил Хромов.
Перейти на расчет в рублях за экспорт нефти и газа будет также и опасно. Доля российской национальной валюты в мировом товарообороте составляет менее 1%. Не исключено, что для обеспечения западных покупателей энергоресурсами ЦБ придется существенно нарастить обороты рублевого печатного станка, что грозит вызвать новый виток инфляции. По итогам года подорожание потребительских товаров может составить от 7 до 10%. Выпуск дополнительных объемов денежных знаков может повысить эту планку.