Павел Кудюкин,
Доцент Высшей школы экономики и РАНХиГС, бывший замминистра труда и занятости населения
Не тот уровень заработных плат, с которых можно отложить на безбедную старость, не только у педагогов и медиков. В настоящее время у основной части населения низкий уровень дохода. Поэтому рассчитывать на какие-то добровольные отчисления нереально, так как большинству людей сейчас едва хватает на еду и оплату коммунальных услуг, в лучшем случае еще на одежду, говорить об откладывании чего-то «на старость» не приходится.
Интересно, когда правительство придумало заменить накопительную пенсию добровольным отчислением из собственных средств граждан, задумалось ли оно вообще откуда люди должны будут брать эти средства?!
И дело тут не пенсионной системе как таковой. Проблема намного шире. В нашей стране попросту отсутствует политика доходов, а точнее их регулирование. Одно из проявлений этого - плоская шкала подоходного налога. Более того, сейчас подоходный налог в России фактически регрессивный: чем богаче человек, тем меньше он платит. Дело в том, что у богатых доход формируется не только из-за зарплаты, но в значительной части из дивидендов, которые облагаются налогом по меньшей ставке. Здесь шагом к прогрессу мог бы стать так называемый налог на роскошь. Но и здесь надо быть крайне осторожным. В условиях слабости налогового администрирования и социальной безответственности имущих групп населения попытки увеличить налоги на более высокие доходы скорее вызовут массовый уход в «тень». Сегодняшние проблемы в пенсионной системе — это симптом заболевания всего социально-экономического механизма нашей страны. Давно необходимо начать его оздоровление. Но очевидно, что государство не хочет и неспособно это сделать.
Тут надо понимать, что пенсионная система требует постоянной доработки и усовершенствования: необходимо следить за соотношением численности пенсионеров и работающего населения, отслеживать общую динамику и структуру занятости и доходов и так далее.
Идея о том, что определенный процент начислений на заработную плату идет в накопительную часть пенсии и там уже прирастает, красива лишь на первый взгляд. Как показывает опыт, это в России не работает плохо. И тому существует несколько причин. В частности, это навязывание правительством чрезмерно консервативной политики использования средств накопительных отчислений. Влияет и неразвитость фондового рынка в нашей стране. Обязательное пенсионное накопление пенсию практически не увеличивает, и даже если увеличивает, то на копейки. Но и попытка его заменить добровольным также невозможна для большей части населения России из-за уже названного низкого уровня доходов. Здесь следует уточнить, что данные о средней зарплате и среднедушевом доходе не вполне адекватно отражают ситуацию. Более точным показателям являются медианные заработная плата и доход – то есть делящие получателей пополам. У нас такая медиана почти вдвое ниже, чем средние показатели (то есть одна вторая часть работников получает зарплату ниже половины средней, тоже не слишком высокой). Велики и межрегиональные разрывы в уровне доходов.
К сожалению, оптимальной, подходящей на все времена и любых условий пенсионной системы не существует. И сегодня правительство мечется: с одной стороны, надо чем-то подкупать пенсионеров, так как они являются наиболее активными избирателями, с другой — деньги «экономить».