«В самый разгар лета в Еврокомиссии отчетливо чувствуют морозное дыхание зимы», — размышляет заместитель генерального директора Фонда энергетической безопасности по газовым проблемам Алексей Гривач.
Действительно, Киев отчетливо дает понять своим друзьям в Брюсселе, что «Нафтогазу» ничего не стоит устроить ЕС очередной топливный кризис накануне отопительного сезона. Арсений Яценюк уже заявил, что Украина в любой момент может прекратить транзит газа и нефти из России. Уже подготовлен соответствующий законопроект, и 12 августа он будет внесен для одобрения в Верховную Раду.
Запрет Украиной транзита газа — самая серьезная санкция, которую Киев может «предъявить» российскому бизнесу. Возможно, столь же серьезной мерой может послужить национализация наших активов или заморозка счетов в украинских «дочках» российских банков. Россия моментально получит несколько десятков исков от европейских контрагентов. Ежедневная общая сумма претензий будет доходить до $20 млн. До конца года штрафы и пенни могут превысить $3 млрд.
Только Евросоюзу нужны в первую очередь не деньги, а энергоресурсы. Каждая третья европейская газовая конфорка работает на топливе, поставляемом из России. Ни Африка, ни Ближний Восток, ни США не смогут оперативно восполнить поставки «Газпрома».
Именно поэтому Европа потребовала от Киева отказаться от своей угрозы. В частности, как заявил официальный представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт, безопасные поставки энергоносителей через территорию Украины должны продолжаться. Немецкое правительство исходит из того, что Киев не будет реализовывать меру, о которой заявил Арсений Яценюк. «Мы не диктуем Украине, какие законы у них должны быть. Однако наша обязанность — обеспечить безопасность поставок энергии гражданам Евросоюза», — говорит немецкий чиновник, отмечая, что Украина является ключевым транзитным маршрутом в поставках энергоносителей в Евросоюз.
Позицию Берлина разделяют и в других странах Старого Света. Опасения европейцев можно понять. Энергобаланс Германии зависит от российского газа только на треть. В этой стране существуют вместительные газохранилища, куда уже закачены значительные объемы «голубого топлива», что, возможно, нивелирует последствия запрета Киевом транзита.
Но другие европейские государства не обладают подобными ресурсами и привязаны к поставкам «Газпрома» в не сравнимо большей степени. Например, газ, который покупают Болгария, Словакия, Сербия, Босния и Македония, на 100% российского происхождения. Доля нашего «голубого топлива» в энергосистемах Австрии, Чехии, Греции, Венгрии и Словении также составляет 100%.
Для этих стран потеря импорта из России будет означать не только холодную зиму, но и остановку промышленных предприятий, стагнацию в экономике, рост безработицы и социальные взрывы. Желание Киева перекрыть транзит на руку только США, которые в любом случае не пострадают. Тем не менее, инициатива Арсения Яценюка — это первое серьезное разногласие между Брюсселем и Вашингтоном. Европа все сильнее подталкивает Украину к возобновлению переговоров с Россией по газовому вопросу. Если эта проблема не решится в ближайшие месяцы, ЕС рискует остаться без газа.