Забытый и давно положенный под сукно иск владельцев некогда крупнейшей в России нефтяной компании ЮКОС оказался именно тем «скелетом в шкафу», которым в нынешней политической обстановке готова воспользоваться Европа в экономическом противостоянии с Россией. В понедельник, 28 июля, Третейский суд в Гааге вынес вердикт по этому делу. Для нашей страны это дело обернулось грандиозными штрафными санкциями, размер которых превышает $50 млрд. Эти деньги по постановлению суда необходимо выплатить гибралтарской компании Group Menatep, которая выступала истцом.
Этот процесс тянется с 2005 года. Тогда владельцы ЮКОСа подали на Россию в международный арбитраж, требуя возместить им потерю российских нефтяных активов. Напомним, что переход ЮКОСа из частной собственности в государственную произошел вследствие начисления нефтяной компании и ее дочерним предприятиям серьезной налоговой задолженности. ЮКОС использовал довольно сомнительные схемы выплаты фискальных обязательств. На какой-то момент они были вполне законными — аналогичные модели были рядовыми для российского бизнеса. Однако в первой половине 2000-х годов государство изменило подход к налогообложению нефтяной отрасли. ЮКОС попал под жесточайшее давление со стороны правоохранительных органов, его активы были проданы в счет долгов с аукциона и в итоге достались «Роснефти», что позволило государственной компании выйти в лидеры отечественного нефтяного рынка.
К слову, экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и его ближайший друг Платон Лебедев тогда уже не были акционерами компании. Уже будучи за решеткой, они продали свою долю партнерам, в частности, Леониду Невзлину и Владимиру Дубову, успевшим эмигрировать в Израиль.
До последнего времени в победу эск-владельцев ЮКОСа никто не верил. В частности, в конце мая 2011 года Европейский суд по правам человека, рассматривая обстоятельства первого дела в отношении Ходорковского, отказался признавать дело политически мотивированным. Многие посчитали, что на этом можно ставить точку. Однако после конфликта нашей страны и западных государств вокруг украинских событий дело приобрело иной оборот.
«Очевидно, что решение носит ярко окрашенный политический характер. Ввод секторальных экономических санкций, которыми ЕС грозит нашей стране, могут негативно сказаться на самой Европе. Запад ищет, как ударить побольнее по России и при этом самой не пострадать. Дело ЮКОСа, вытащенное из архивов, один из таких способов», — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Впрочем, пока говорить об окончательном реванше экс-акционеров ЮКОСа рано. Судебные тяжбы могут затянуться на несколько лет. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия использует все правовые возможности для отстаивания своих интересов. Судебный процесс, по словам дипломата, не завершен, предусмотрены апелляции.
Стоит отметить, что наиболее шумным и резонансным делом, в котором зарубежные бизнесмены оспаривали свои права и пытались взыскать с России компенсацию, является иск швейцарской фирмы Noga. Эта компания настаивала на погашении нашей страной долговых обязательств, которые якобы возникли в ходе поставок в Россию продовольствия, товаров повседневного пользования, различного оборудования в начале 1990-х годов. Разбирательство длилось более 10 лет. По искам Noga были арестованы счета Банка России во Франции и даже парусник «Седов». Тем не менее, в 2007 году эта компания окончательно потерпела поражение в судебном разбирательстве в Швейцарии.
В споре с экс-акционерами ЮКОСа все может пойти по другому сценарию. «Если штраф будет подтверждаться дальнейшими судебными решениями, то механизм взыскания будет очень широк, начиная с ареста счетов и заканчивая арестом недвижимости. Не исключено, что возможны проблемы с российским экспортным газопроводом «Северный поток», который проходит по территории Европы. С юридической точки зрения это несправедливо — нельзя взыскивать государственные долги с проектов, где есть обязательства одной страны перед другой. Однако ЕС уже продемонстрировал, что готов пожертвовать экономическими интересами ради политических. Поэтому возможно все», — полагает партнер группы компаний vvCube, юрист Вадим Ткаченко.