Родоначальником конкурса является Дания, чью столицу с ее фестивалями одежды, еды, джаза, тату многие называют одним из самых креативных городов Европы. Правда, первое соревнование здесь состоялось не так уж и давно, в 2010 году. Как следует из пояснения на официальном сайте Creative Business Cup, несмотря на все достижения и энтузиазм творческих предпринимателей, им зачастую труднее поддерживать свои компании на плаву, чем коллегам из традиционных бизнесов. Те же инвестиции рассматриваются как более рискованные, с непонятным исходом. Это и послужило причиной тому, что креативщики придумали себе конкурс: можно получить экспертизу своего проекта и рекомендации со стороны гуру, уже раскрутивших такие бренды, как «Гугл» или «Лего»; завязать контакты с единомышленниками; наметить тропинки на глобальные рынки.
Красочный ролик прошлогоднего международного финала Creative Business Cup крутили, например, этой весной на Всемирном конгрессе предпринимателей в Москве. Как минимум собрали несколько тысяч просмотров коммерсантами из сотни стран — неслабая реклама для команды-победительницы из Хорватии. Изобретатели представили очаровательного плюшевого мишку со встроенными датчиками — игрушка «Тедди Хранитель» измеряет у детей пульс, артериальное давление, температуру тела и с помощью беспроводных технологий отправляет данные на смартфон родителям или напрямую педиатру.
За четыре года увлекательных идей набралось немало: необычные емкости для балконного садоводства; детские наборы для создания роботов; интерактивная театральная афиша, где список спектаклей определяют сами зрители; непромокаемая одежда…
— В этом году мы приняли около 50 заявок из 11 российских регионов, — рассказали «МК» в Агентстве «Творческие индустрии», являющемся национальным оператором по проведению конкурса. — Учитывая, что бизнес в России сравнительно молодой, да и сам Creative Business Cup еще набирает обороты, — результат неплохой. Среди участников — рекламщики, архитекторы, модельеры, исполнители, литераторы…
Познакомиться с отечественными финалистами желающие могут уже сейчас на страничке соревнования в Фейсбуке. Что приятно, нет ощущения, будто участников набрали «для галочки». Москвичку Ладу Шаповалову можно было бы назвать человеком-оркестром, но ее основной инструмент — краски: девушка сама, от корки до корки, готовит к изданию живописные книги для детей. Там есть и умиротворяющие, волшебные колыбельные, и народная сказка о Колобке, и шуточные зарисовки из серии «в мире животных». «Издательский проект придуман для родителей, которые ценят творческий подход в воспитании малышей, — комментирует автор. — Чтобы получить в подарок такую книжку, ребенок тоже захотел нарисовать и смастерить свою собственную».
Питерская конкурсантка Анна Гвоздарева возглавляет арт-студию, специализирующуюся на росписи стен, граффити, аэрографии и декоре. Среди заказчиков — городские хостелы, владельцы офисов, детские учреждения… Даже унылые лестничные пролеты в подъездах креативщики превращают в современное искусство. При этом еженедельно проводят бесплатные мастер-классы.
Илья Афанасьев из Самары разработал систему онлайн-расписаний вузов: по идее, с ее помощью любой студент страны может быстро проверить, когда у него какая лекция или семинар, узнать о заменах, а деканат также оперативно разослать информацию для старост групп. Помимо базовой версии предусмотрены мобильные приложения для iPhone и Android.
Еще два московских проекта связаны с изготовлением оригинальных игрушек для детских площадок и записью высококачественных музыкальных альбомов, которые можно слушать на смартфоне.
Оценивать финалистов будут на одной из культовых площадок столичных креативщиков — дизайн-заводе «Флакон». Владелец творческого кластера Николай Матушевский также примет участие в экспертизе проектов вместе с представителями московских департаментов: культуры и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. А в ноябре победитель сможет представить страну в Копенгагене наряду с другими 40 странами-участницами и пройти европейскую акселерационную программу.
Кстати, ранее московские власти заявляли, что ведется обсуждение планов по созданию в столице творческих кластеров при поддержке бюджета, так как пока все основные площадки — дело рук частных инвесторов.