Третья волна американских санкций (см. подробнее «МК» от 18 июля) приобретает все более опасный характер для российской экономики. Неуклонно снижаются отечественные фондовые индексы, падает доходность российских ценных бумаг. Корпоративный долг достиг $700 млрд. $100 млрд из них придется перекредитовать уже этой осенью. А западные заимодавцы под давлением Вашингтона на это могут и не пойти. Осталось уповать лишь на высокие нефтяные цены. Может быть, тогда удастся удержать рубль от значительного падения.
В этих обстоятельствах пора задуматься об ответных акциях. Первой ласточкой может стать обращение с жалобой на дискриминационные торговые ограничения США, о чем в Австралии на встрече министров торговли «большой двадцатки» и заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
«На встрече с Робертом Азеведо (гендиректором ВТО. — «МК») я поднимал тему санкций. Сказал, что мы рассматриваем как неприемлемые и неконструктивные эти действия и, видимо, будем вынуждены — это не наш выбор, мы вынуждены — ставить соответствующие вопросы на Генеральном совете ВТО», — пояснил российский министр после встречи с гендиректором ВТО на «полях» деловой G20.
Возникает, правда, вопрос: насколько этот шаг эффективен? Дело в том, что антироссийские санкции США и ЕС, строго говоря, правилам ВТО никак не противоречат. В статьях 20 и 21 Правил говорится, что страны – члены ВТО имеют право самостоятельно и единолично закрывать все свои рынки перед странами, также членами ВТО, а заодно и замораживать финансовые активы, если что-то угрожает их национальной безопасности.
А под последнюю можно подогнать все что угодно. Не случайно же США сейчас активно наказывает французские и немецкие банки (имеющие филиалы в Америке) за нарушение их единоличных санкций против Ирана и Судана.
Так зачем же огород городить? Тем более что любые разбирательства в Генсовете ВТО тянутся годами. Эксперты, например, разъясняют, что за все время существования ВТО было доведено до конца 474 дела на тему той или иной формы торговой дискриминации. В 464 случаях та или иная сторона признала свою вину и вернулась к прежней форме торговых соглашений. В 10 случаях органу по разрешению споров в ВТО пришлось применить штрафные санкции. Например, США и ЕС обменялись многомиллиардными штрафами в процессе мясных и ряде других конфликтов. Но это схватки гигантов.
Но, оказывается, США вполне может наказать и развивающаяся страна. Так, около пяти лет назад Бразилия выиграла дело у Вашингтона по поводу незаконных по правилам ВТО субсидий американским производителям хлопка. Женева присудила $150 млн, которые Бразилия должна получать от США ежегодно до отмены субсидии. Вашингтон на это не пошел до сих пор. Но в ответ бразильцы стали придирчиво рассматривать американский импорт на предмет соответствия правилам ВТО в области защиты интеллектуальной собственности. И что же — уже пять лет бразильцы ежегодно получают платежку из Вашингтона в $140 млн для своих хлопкоробов.
В нашем случае появляется хотя и слабая, но возможность, пользуясь бюрократической машиной ВТО, годами давить на Вашингтон по поводу их незаконных санкций. А при их неуступчивости взять и прекратить экспорт туда наших титановых сплавов. Тут «Боинг» и остановит свою работу, так как до 20% фюзеляжей их самолетов фактически производится в России.
В Минэкономразвития «МК» сообщили, что ближайшее заседание Генсовета ВТО намечено на 24–25 июля 2014 года. Возможно, уже на нем будет рассмотрено заявление России. По мнению российских чиновников, санкции США не соответствуют их обязательствам по предоставлению режима наибольшего благоприятствования и национального режима доступа на рынок.
Эксперты «МК»:
Сергей АФОНЦЕВ, заведующий отделом экономической теории ИМЭМО РАН:
— Я весьма пессимистично настроен в связи с возможным обращением России в Генсовет ВТО по поводу нарушений США правил торговли. Эти санкции — не экономический спор. Государства по правилам ВТО вправе вводить ограничительные инструменты торговой политики для достижения целей национальной безопасности. Дальше говорить нечего. Под эту формулировку американцы подведут любые санкции в отношении России. Кстати, мне неизвестны случаи, когда через ВТО кто-либо оспаривал подобного рода санкции, однако похвально, что наше правительство ищет пути минимизации ущерба. При этом, подчеркиваю, шансы на успех исчезающе малы.
Алексей ПОРТАНСКИЙ, профессор Национального исследовательского института Высшей школы экономики:
— Если говорить о перспективах жалобы в ВТО, то в этой организации работает орган по разрешению споров. За все время существования он рассмотрел более 470 споров. Россия и сама туда обращалась — достаточно вспомнить жалобы в ЕС по третьему энергопакету и так называемым энергокорректировкам (речь идет об экспорте отдельных видов труб и удобрений и введении на них дополнительных пошлин со стороны ЕС. — «МК»), — и сама становилась объектом обвинений в протекционизме. Например, когда мы начали применять различный механизм взимания утилизационного сбора с отечественных производителей автомобилей и иностранных. Я не исключаю, что при подаче множества жалоб со стороны России в связи с секторальными санкциями это может создать сложную ситуацию внутри ВТО.
Между тем:
На заседании круглого стола «Научное освоение Арктики» член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров выразил надежду, что американский концерн ExxonMobil не откажется от сотрудничества с «Роснефтью». Напомним, компании заключили договор о стратегическом партнерстве в 2011 году. В частности, он предполагает строительство завода по сжижению газа. В свою очередь американские нефтяники год назад продали «Роснефти» треть лицензий на разработку 20 шельфовых участков в Мексиканском заливе. Сейчас ExxonMobil проводит геологоразведочные работы в Карском море. За 20 лет Россия готова вложить в освоение арктического шельфа более $400 млрд.