Кто только в разное время не пытался пересадить российских чиновников с иномарок на отечественные автомобили. Юрий Лужков, например, в 1990-е годы спасал АЗЛК и поэтому мечтал, чтобы его подчиненные ездили на «Москвичах». Бывший первый вице-премьер (называвший с придыханием президента Бориса Ельцина «царем»), а сейчас несгибаемый оппозиционер Борис Немцов, настойчиво пробивал в Москве «Волги», так как его в столицу перевели из Нижнего Новгорода.
В 1998 году он также как и сейчас Дмитрий Медведев, издал правительственное постановление о пересадке всех «федералов» с «мерседесов» и «БМВ» на отечественные «членовозы».
Кстати, тогда в Калининграде уже собирали «БМВ» пятой модели. И многие чиновники просили Немцова по дружбе воспользоваться именно этими машинами, но только не «Волгами». Не то чтобы они не были патриотами, просто «Волги» постоянно ломались, о чем свидетельствовал даже тогдашний управделами президента Павел Бородин.
Впрочем, капризничали и «наши» «БМВ». Во всяком случае, на это жаловались многие чиновники. Так что тогда у радетелей отечественной промышленности ничего не вышло. Как ездили хозяева жизни на завезенных из-за рубежа моторах, так и ездят. «600-ый» нам заменить нечем.
Однако сейчас сложилась несколько иная ситуация. Пока мы вступали в ВТО (а на это ушло 17 лет), в нашей стране было построено почти 30 заводов, на которых собираются различные иномарки. В принципе это неплохо, с этого начиналась индустриализация Китая. Но автосборка в России процветает из-за того, что практически готовые авто завозятся беспошлинно. Как известно, с локализацией у нас не все здорово, поэтому если что и делается здесь – то, как правило, все ограничивается «прикруткой» зеркал. В ВТО это не любят, также как и наши утилизационные сборы, из-за которых ЕС судится с Россией в Женеве.
Но зато у нас есть «свои» «БМВ», форды, тойоты и прочие иномарки. Выбирай, не хочу. Они и дешевле своих настоящих собратьев и опять же появляются новые рабочие места.
Так что Дмитрий Медведев прав в том, что запретил ввоз для государственных и общественных нужд разного рода иномарок. Пусть чиновники ездят на отечественной сборке. И бюджет целее будет и налогов с производства – больше.
И судя по всему, нынешнему премьеру в отличие от Бориса Немцова удастся завершить исторический проект – пересадить наших чиновников не на «Волги», конечно, но по крайней мере на иномарки, собранные на нашей почве.
То же касается и обычных пассажиров. Например, новые трамваи польской конструкции, которые вскоре появятся в Москве, собираются на Урале.
В общем всем хорошо. И завидовать чиновникам будут меньше.
Но одно плохо. В принципе ВТО не против того, чтобы та или иная страна-член запрещала госзакупки товаров иностранного производства. Но в этом случае необходимо доказать, что защищаемые таким образом отрасли находятся на грани полного разорения. Продажи отечественных автомобилей, действительно, стремительно падают. Но не всех. Так что придется Медведеву идти в суд – правда, не в наш, а женевский. Чтобы доказать правовую базу для приобретения правительством только своих машин.
Есть еще один аспект. Чисто экономический. Можно ли за счет закупок только своих иномарок на самом деле сэкономить? Вряд ли. По словам пресс-секретаря Управления делами президента Виктора Хрекова, там обслуживается чуть более трех тысяч автомобилей. Последние десять лет закупаются только отечественные иномарки и даже пресловутые «Волги». Так что экономить не на чем. Все уже сэкономили до нас.
Другое дело – общественный транспорт. Здесь речь идет о сотнях тысячах машин. Но и здесь давно экономят. У регионов, даже у Москвы, с финансами не густо. Иностранных автобусов и тракторов очень мало. Давно преобладает российская сборка, либо поставки из союзной Белоруссии. Впрочем, может быть хорошо то, что прекратят покупать устаревшие и поэтому опасные автобусы для «маршрутных» перевозок?