В нашей стране хиппи и прочие молодые неформалы путешествовали «стопом» массово годов эдак с 70–80-х, но достаточно хаотично и бессистемно. Сегодня же российские автостопщики плотно освоили все континенты, за исключением разве что Антарктиды и Австралии, а поездки по Европе стали такой же повседневностью, как в былые годы маршрут Москва —Питер. Благодаря Интернету стопщицкая тусовка объединилась в разного рода клубы и лиги, в Сети можно узнать полезные вещи о трассах, маршрутах, визах и «вписках» (точках, где можно переночевать — разумеется, тоже бесплатно). В Сети же народ договаривается о совместных путешествиях, планирует палаточные лагеря, назначает выездные тусовки и т.д. Самым главным сбором и тематической тусой является так называемая «Эльба» (носящая имя от знаменитой «встречи на Эльбе» советских и американских войск во Вторую мировую) — ежегодный «сходняк» стопщиков со всей страны и даже ближнего зарубежья. Проходит «Эльба» традиционно в одном и том же месте — в лесу возле деревни Ижицы, что в 412 километрах от Москвы по питерской трассе M-10. «Эльбу-2014» и посетил корреспондент «МК».
■ ■ ■
Мои сборы были недолгими. Небольшая палатка, пенка-коврик, спальник, прикладные мелочи — ложка-кружка-нож, фонарик, немножко попить-пожрать (сухпаек) — вот, собственно, и все. Немного посомневавшись, я все же сунул в рюкзак паспорт и тысячи полторы денег на всякий случай — сумма неприлично большая для опытного автостопщика, выезжающего на два дня. Но я-то не то что неопытный — вообще абсолютный чайник...
Следующий вопрос, который возник, — откуда стартовать. Прямо от дома — вряд ли получится. Даже чайнику ясно, что в городе «стопить» проблематично — бесплатно берут неохотно и крайне редко. Поэтому выбираюсь из Москвы на питерскую трассу на электричке, оставив за спиной густонаселенный и поэтому плохой для «стопа» участок Клин — Солнечногорск. На Ленинградском вокзале сажусь на электричку в сторону Твери и выхожу на станции Ямуга.
На трассе встаю в пол-оборота, чтобы виднелся рюкзак за плечом и в глазах водителя я был именно автостопщиком, а не местным жителем, желающим на халяву проехаться от деревни до деревни. Бодро держу руку на отлете — это, кстати, не так-то просто, когда на нее давит рюкзачная лямка! Ладонь — просто открытая, без известного многим по голливудским фильмам «американизма» с поднятым большим пальцем, который у нас не прижился. Припекает солнце, машины пылят — но пока первый энтузиазм позволяет игнорировать дискомфорт.
Через минут 15 останавливается первая машина, новенький паркетник. За рулем, как выясняется чуть позже, — инженер-испытатель завода — производителя японского авто в России по имени Филипп. Я сразу гордо сообщаю, что являюсь автостопщиком и денег на проезд не имею. Филиппа это не огорчает, он объясняет, что на трассе за деньги авто ловят редко.
Водитель обнаруживает свое знакомство с автостопной культурой и расспрашивает меня не «как», а «зачем». Наоборот, сам развлекает забавными историями об особенностях производства иномарок в России, хотя — по канону — автостопщик должен услаждать слух водителя байками — в общем-то чаще всего именно для этого и берут попутчика!
Доезжаем до Твери и расстаемся — меня высаживают на объездной дороге. Удача, похоже, отворачивается от меня: проходит почти час, жара нереальная, вода из полуторалитровой бутылки почти вся выпита, начинает болеть спина — офисный образ жизни дает о себе знать! Схожу с дороги, валюсь навзничь на травку, выливаю остатки воды себе на голову...
Отдохнув и приободрившись, возвращаюсь на трассу, где сразу же останавливаю фуру Mercedes, — водитель-дальнобойщик Николай держит путь аж в Финляндию. При желании можно было отправиться с ним хоть в Питер, хоть в «Финку» — он, кстати, не возражал. Однако скромно прошусь добраться всего-навсего до 412-го километра трассы Москва — Питер. Едем долго, более 5 часов. Виной тому — ужасное состояние дороги, масса участков с ремонтом, традиционная для этой трассы мегапробка в Вышнем Волочке (который водители иначе как «сволочком» и не называют), ограничитель скорости, установленный в грузовике на 89 км/ч, а также необходимость соблюдать режим труда и отдыха, который контролирует специальный прибор — тахограф. Чтобы устройство не записало водителю на особый диск (называемый на жаргоне шайбой) нарушение, в строго определенное время останавливаемся на отдых — перекусить в придорожной забегаловке. Впрочем, так или иначе, но до 412-го километра мы добрались. Сердечно прощаюсь с отзывчивым водителем и выпрыгиваю на обочину. На часах — пять часов вечера, а на трассе я с полдевятого утра…
■ ■ ■
Палаточный лагерь «Эльба» находится в сосновом бору за деревней Ижицы, рядом со святым источником Казанской иконы Божьей Матери, где по выдолбленному из бревна «трубопроводу» течет очень чистая и невероятно вкусная вода для питья, а также установлена часовня с купелью.
Публика «Эльбы» — в основном старые стопщики, многие из которых «оцивилились» и приезжают на автостопную тусовку на личных авто и с детьми, образуя тематические лагеря «экс-стопщиков». Но хватает и весьма харизматичных персон — ведущих полухипповый-полуцивилизованный образ жизни, запросто путешествующих «стопом» по экзотическим странам типа Судана или Непала и готовых поделиться своими историями под разновсяческий алкоголь у костерка… Кстати, об алкоголе — на «Эльбе» в ходу местный фирменный напиток, именуемый «дебоширом», хотя его сущность отнюдь не предполагает буйные последствия. Напиток скорее похож на небезызвестный мажорский ликер «Бейлис», хотя стоит не в пример дешевле и делается за пять минут: на полуторалитровую бутылку берется стакан водки, банка сгущенки, пара ложек растворимого кофе, остальное доливается водой. Употребляется на удивление легко, но и злоупотребить им несложно.
Сегодня типаж характерного автостопщика выглядит так: это парень (реже — девушка) в возрасте до 30 лет (хотя бывает и старше), работающий в творческой сфере, зачастую на фрилансе. Фрилансом может быть и умственный труд (дизайн, верстка, сайтостроение и т.д.) или даже физический — главное, чтобы было много свободного времени, которое можно уделять вольным путешествиям. К примеру, известный в своих кругах автостопный гуру, именующий себя прозвищем Тим Волкодав, рассказал, что существует за счет строительных заказов, которые берет несколько месяцев в году, — бетонирование фундаментов, внутренняя отделка коттеджей и т.д., а все остальное время он посвящает разного рода путешествиям. Другой матерый стопщик по имени Григорий и по прозвищу Мангалор работает… замом генерального директора в крупной компании, занимающейся автоперевозками. По его босяцкому виду и замурзанному рюкзаку поверить в это сложно, но этот факт подтверждают и другие «эльбовчане» — не врет!
Изменилось ли как-то отношение водителей к автостоперам в последнее время?
— В России изменилось — сажают теперь хуже, — анализирует ситуацию Михаил (опыт в автостопе почти 28 лет). — Недавно в Волгоградской области еле уговорил подвезти, объяснял водиле: со мной не скучно ехать будет, за жизнь поговорим! А он: я за жизнь с приемником разговариваю, радио поумнее тебя будет! И правда — едем, приемник вещает на самые разные темы, и по любой теме мой водила ему отвечает — и про Пугачеву с Галкиным, и про Крым, и про ГЛОНАСС. Я себя реально лишним в этом тандеме почувствовал...
О том, где ночуют автостопщики — ведь принципиально важно на это тоже не тратить денег! — рассказывает путешественник Сергей:
— Ночь в палатке или кабине автомобиля — это очевидно. Но гораздо приятнее переночевать все же под нормальной крышей, где можно помыться. Поэтому перед путешествием любой стопщик ищет заранее попутные «вписки» — места, куда можно прийти и переночевать или даже пожить несколько дней, обычно это квартиры таких же путешественников. Интересный проект был затеян одним из главных идеологов российского автостопа и президентом сообщества, называемого «Академией вольных путешествий», москвичом Антоном Кротовым — он называется «Дом для всех». Сообщество стопщиков временно снимает за символические деньги нехитрое, никому не нужное жилище — например, какую-нибудь брошенную деревенскую избу (кстати, иногда удается получить его вообще бесплатно). В этом жилище может остановиться и пожить любой автостопщик — с него за это денег не берут. «Дом для всех» функционирует от нескольких месяцев до года, потом открывается в другом месте. В последние годы, после переориентирования интереса стопщиков на заграницу, такие дома появились в Стамбуле, Мехико, Куньмине и др. Я в прошлом году останавливался в «Доме для всех» на Мадагаскаре, в городе Антананариву! «Стоп» там, как и во всех экзотических регионах, очень хороший, берут охотно. Такие вот «Дома для всех» — возможность освоить серьезный и дальний автостоп с помощью опытных путешественников. Сейчас, к слову, «Дом для всех» открылся в Крыму, в поселке Фиолент. Любой может зайти в «ЖЖ» к Кротову, узнать контакты и вселиться совершенно бесплатно!
— Что касается путешествий в экзотических странах — языковой барьер не мешает? Вряд ли там все водилы владеют английским...
— Мало кто владеет, но обычно достаточно ткнуть пальцем в карту и указать пункт, куда тебе надо, — поясняет Сергей. — Хотя в Китае попал в ситуацию: водитель радостно кивал, когда я показывал на карте, где меня высадить, а потом благополучно промчал мимо нужной мне развилки и увез в какую-то глухую рыбацкую деревню. Там вокруг меня столпился народ, все с доброжелательными улыбками выслушивали меня, что-то лопотали в ответ, но мы так друг друга и не поняли... Пришлось топать пешком полтора часа назад до трассы.
— Но водители все-таки разные бывают, и цели, с которыми они стопщика сажают, могут быть тоже разными... Вот девушкам, например, этим делом, наверное, очень рискованно заниматься!
— Риск классический — изнасилование, — улыбается одна из стопщиц, вполне себе симпатичная Маша. — Такие случаи в автостопной тусовке известны. Ситуацию портят многочисленные придорожные проститутки, с которыми нередко ассоциируются автостопщицы. Они бродят вдоль трассы, одеты не слишком броско, нередко, поджидая клиента, выгуливают тут же детей... Впрочем, на деле таких происшествий мало, поскольку девушек среди автостопщиков в разы меньше, чем парней, а те девушки, которые серьезно увлекаются путешествиями (именно путешествиями, а не поиском приключений на задницу), весьма основательно подходят к странствиям. Лучший способ перемещения «стопом» — в «двойке» с парнем. Такие пары складываются, как правило, на автостопных форумах, и их вовсе не обязательно объединяют романтические отношения. В этом случае молодой человек принимает на себя все «терки» со скучающими местными гопниками, направляет в безопасное русло сомнительные шуточки водителей, которые заводят (пусть в основном шутливые, но стремные) разговоры об «оплате натурой». Парень никогда не посадит напарницу между собой и водителем (если речь идет о переднем сиденье грузовика) — к примеру, в южных и азиатских странах это может восприниматься, будто девушку предлагают водителю. Ну и сама девушка тоже должна соображать, что к чему. Никакой откровенной одежды — только практичная, туристская, обязательно полный комплект собственного снаряжения в рюкзаке (а не у молодого человека), никаких украшений, флиртовых шуток и т.д.
— Неужели прямо-таки все целомудренно: чтоб с парнем из «двойки» — и никаких романтических отношений?
— Бывают, конечно, более того — многие девчонки идут в автостоп и ищут себе напарника именно с целью выйти замуж, — кивает Маша. — Только зря они это делают. Шанс, что сложатся отношения, здесь точно такой же, как и при любом другом совместном занятии. Даже в автостопе, пожалуй, поменьше — женщина в этих условиях часто выглядит так, что ее от парня с трудом отличишь... Но самое главное — мужья из стопщиков чаще всего отвратительные получаются. Девушки ведь, как замуж выходят, обычно угомоняются и начинают гнездо вить, а мужиков чаще всего тянет в дорогу всю оставшуюся жизнь...