Судьба закона об ОСАГО в России складывалась драматично с самого начала. Почти 10 лет власти решали, действительно ли необходим этот закон. И только в 2003 году документ вступил в силу. И понеслось. Страховщики стали продавать полисы не только в офисах, они нанимали армии агентов, а также разворачивали торговые точки. И вот прошло 11 лет, за которые настроения поменялись как у потребителей, так у страховщиков. Правительство решило, что пора поменять правила игры и освежить действующий закон об ОСАГО. Развязки игроки рынка ждут уже практически последние два года.
Однако определиться с основными пунктами законопроекта об ОСАГО Госдума смогла лишь 19 апреля этого года, на первом чтении документа.
Согласно им, максимальные выплаты по имуществу должны с 1 июня увеличиться с нынешних 120 до 400 тысяч рублей, а по здоровью — со 160 до 500 тысяч рублей, но с 1 июля 2015 года.
Впрочем, как отметили в ЦБ, такие изменения требуют и повышения базового тарифа ОСАГО. Мегарегулятор предложил увеличить его на 23% в 2014 году и еще на 18–20% в 2015 году. Но самим страховым компаниям показалось и этого мало. Российский союз автостраховщиков (РСА) настаивал на росте тарифа сразу на 40%.
В ответ некоторые депутаты предлагали отказаться от индексации, но безрезультатно. Законопроект не допустили ко второму чтению без расчетов тарифа от ЦБ.
В результате 2 июля Госдума не отказалась от идеи увеличить страховые выплаты более чем в три раза, но дату, с которой они возрастут, решила отодвинуть. Так, максимальный лимит выплат по имуществу вырастет до 400 тысяч рублей, но с 1 октября, а вместе с ним возрастет на 18–24% тариф ОСАГО. А вот за вред здоровью пострадавшим в ДТП лимит поднимется до 500 тысяч рублей, но только с 1 апреля 2015 года.
При этом ранее глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина предлагала обязать страховые компании выплачивать выросшие страховки по старым договорам, то есть тем, которые были куплены до октября этого года. Однако эта поправка вызвала негодование среди страховщиков. РСА написал письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову, главе ЦБ Эльвире Набиуллиной и главе ГПУ администрации президента Ларисе Брычевой. После чего Наталья Бурыкина сама отозвала эту поправку.
Как пояснили в РСА, продавая полисы по текущим лимитам, страховщики рассчитывали страховую премию и формировали страховые резервы по старым тарифам.
Но если по этому пункту депутаты пошли на уступки, то вот не снижать порог износа запчастей с 80% до 50% отказались. Не помогли и жалобы страховщиков на сокращение сроков урегулирования претензий по выплате с 30 дней до 20.
Кроме того, согласно законопроекту увеличится размер неустойки, которую страховщик будет обязан выплатить клиенту за просрочку страховой выплаты. Каждый день просрочки обойдется страховщику в 1% страховой выплаты, а нарушение срока направления мотивированного отказа в выплате — в 0,05%.