Сергей Глазьев для начала дал апокалиптический прогноз всей украинской экономике: «Украину ждет снижение уровня жизни как минимум в полтора раза, снижение уровня промышленного производства, снижение курса гривны». Весьма вероятно. Тем более что и украинский премьер Арсений Яценюк предупредил Раду, что в этом году падение ВВП составит не менее 5% ВВП. Для сравнения, в 2009 году российский ВВП рухнул на 7,9%. Но это оказалось не катастрофой, а подготовкой к дальнейшему восстановительному росту.
Впрочем, дело не в цифрах. Хотя Донбассу Глазьев пообещал «поднять уровень жизни в полтора раза». И более того, нарисовал картину финансового процветания независимого Донбасса уже в этом году: «Донбасс в случае отключения Киевом платежных систем в состоянии самостоятельно создать свою банковскую систему, у Донбасса есть возможности для запуска своей валюты. На все это может потребоваться два-три месяца».
С чего это вдруг? У Глазьева есть данные, что до сих пор «у Донбасса положительный торговый баланс и это единственный регион Украины, который экспортирует больше, чем импортирует, поэтому Киев и не отключает этот регион от платежных систем».
Все бы хорошо. Советнику президента виднее, чем рядовому экономисту или политологу. Но хотелось бы спросить, а кто это разрешит Донбассу печатать свои деньги? Да, конечно, во время гражданской войны свои купюры «тискали» все кому не лень. Например, Нестор Махно выпускал свои карбованцы с лозунгом «Наши деньги не хуже ваших!» Но в данном случае речь шла скорее о конкурентной борьбе за новые обои. Известно, что всеми «керенками» и прочие «рублями» в основном оклеивали стены, так как инфляция достигала миллионов процентов в год.
Сейчас другое время. Своя валюта — свое государство. По-настоящему бывшие союзные республики отделились от России именно тогда, когда напечатали свои деньги. Но наша страна этому не препятствовала, а, наоборот, одной из первых выпустила свои рубли вместо союзных. И сама отделилась от бывших «братьев» или «сестер». Не то дело Петр Порошенко, которого поддерживает ЕС, США и НАТО. Он «донбасские» рубли никогда не признает. Ладно бы только он, а вот его старшие товарищи — это уже хуже.
«Винтовка рождает власть!» Это изречение Мао Цзэдуна помнят многие. Так вот власть — это прежде всего деньги. А разве ополченцы уже победили украинскую армию и выдворили ее за пределы непризнанных республик?
И последнее, кто же, по мнению Глазьева, реально заплатит за «донбасскую» валюту? Кто бы сомневался — российский бюджет, который должен предоставить значительные кредиты и даже золотовалютные резервы. Так, без сомнения, можно учредить массу новых валют. Но хватит ли у нас на это международных резервов. Как-никак речь идет о регионе с 10-миллионным населением.
Впрочем, в выступлении Глазьева есть рациональное зерно, Может быть, именно для него и было все задумано — Западу дается сигнал: в отличие от Крыма Донбасс не будет воссоединяться с Россией, а в случае чего станет «всего лишь» независимым государством.