В весеннюю сессию спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и некоторые другие политики подняли вопрос относительно аналогичной практики на алкогольном рынке. Минимальная цена и акцизы растут, а доходы бюджета — нет. Экономическая статистика говорит о том, что пить стали меньше, а медицинская — что вроде бы не меньше. Полиция констатирует высокие темпы роста теневого рынка, на котором люди продолжают покупать дешевые напитки, только казна от этого ничего не получает.
Последствия введения минимальной цены на сигареты могут оказаться еще более печальными: российские производители прекратят выпускать сигареты. Легальный рынок монопольно заполнят американцы, а теневой — белорусы. Чуть ниже мы подсчитаем, сколько миллиардов потеряет от этого бюджет. А вот намного ли меньше станет курильщиков — покажет только время.
Российские производители уже написали письмо в правительство, в котором сообщили, что если закон будет принят — они будут вынуждены закрыть свои предприятия. И намекнули на то, что закон лоббируется американскими корпорациями, которые хотят полностью захватить российский рынок.
Более подробно «МК» об этом рассказал руководитель одной из отечественных фабрик Игорь Моисеев:
- В России существует три ценовых сегмента на сигареты: низкий, средний и премиальный. На Западе, кстати, этого нет — там разброс цен минимален. Российские предприятия производят дешевые сигареты. При введении минимальной цены этой ниши не станет, и наши производители потихонечку с рынка уйдут. Этого и добиваются американские кампании, в первую очередь. Но люди, которые не захотят переплачивать, продолжат курить дешевые сигареты из Белоруссии и Казахстана. Они будут поставляться на черный рынок в больших количествах, и государство не сможет на это повлиять.
- Сколько потеряет от этого государственный бюджет?
- От каждой проданной пачки государство получает примерно 27 рублей в среднем и низком ценовом диапазоне (это акциз вместе с НДС). Кстати, себестоимость пачки сигарет 11-12 рублей. То есть черный рынок уже сейчас имеет преимущество перед белым и готов предложить более дешевый продукт, чем наш. При введении минимальной цены в 55 рублей его рентабельность резко возрастает.
В год в России продается 19 миллиардов пачек. Из них нижний ценовой диапазон — примерно половина рынка. Ну, предположим, половина потребителей этого диапазона наступит на горло собственной песне и либо бросит курить, либо станет платить дороже. Но другая гарантированно уйдет на черный рынок. Умножаем 4 миллиарда пачек, ушедших в тень, на 27 рублей и получаем 108 миллиардов рублей.
Но это — только прямые потери, а мы еще не посчитали косвенные: от потери рабочих мест на отечественных табачных фабриках, например. А ведь государство еще и получает деньги, когда импортный табак, который используют отечественные фабрики, проходит таможню.