Социальный нормы потребления электроэнергии правительство хотело ввести уже с 1 июля этого года. По сути, это минимальное число киловатт, которое тратит человек на освещение своей квартиры. Это оплачивалось бы по пониженному тарифу. А все те киловатты, которые получатся сверх нормы, наоборот, нужно было платить по повышенному.
Идею энергопайков активно поддерживали отраслевые лоббисты, в частности «аллюминщики», чьи энергозатраты на производство одни из самых высоких. Конечная цель понятна: выравнивание тарифов для граждан и промышленности, уход от перекрестного субсидирования, покрывающего убытки генерирующих компаний и сетей за счет предприятий.
Эксперимент с самого начал проходил абы кабы. Начнем с того, что региональные нормы энергопайков достигали почти четырехкратного разброса: от нищенских 50 кВт/ч на человека в месяц в Нижегородской и Владимирской областях до щедрых 190 кВт/ч в Орловской. Интересно, что согласно методике, если в квартире проживает два человека, то норма не умножалась на 2. На второго зарегистрированного жителя добавляется лишь 50% от нормы первого, на третьего и далее— еще меньше.
В итоге люди жаловались, что за 50 кВт·ч можно только лампочку «пожечь», да, пожалуй холодильник, а телевизоры, утюги, пылесосы лучше не включать. Счет за электричество выходил дороже, чем при обычном расчете, даже по однотарифному счетчику. Кстати, это происходило в том числе и потому, что, вопреки обещаниям Минэнерго, сверхнормативный тариф в некоторых субъектах был гораздо выше 30%. Например, в Нижегородской области он почти в два раза превышал социальный тариф.
Чиновники сами запутались в оценках и доходило до смешного. В январе замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис объявил результаты хорошими, а его начальник Михаил Мень позднее признался Дмитрию Медведеву, что если кто-то чего-то и добился, так это только Ростовская область, где граждане сэкономили аж 3%. Впрочем, есть сомнения и в этом. Не так давно депутаты Волгодонской думы попросили губернатора Ростовской области отказаться от введения энергопайков с 1 июля, поскольку жителям города удается укладываться в соцнорму только при отказе от пользования электроприборами. Экономить приходится как раз тем группам населения, которые планировалось защитить: пенсионеров, инвалидов, малоимущих.
Вроде бы точки над «i» в мае поставил президент Владимир Путин, сказав, что подобные эксперименты «не достигли своих целей». Тогда правительство сделало ход «конем», сняв с себя ответственность за непопулярные решения и переложило их на региональные власти. Премьер Медведев обязал субъекты перейти на новую форму оплаты не позднее 1 июля 2016 года.
Вообще, энергопайки - это американская модель и авторы отечественной реформы явно «слизали» ее из-за океана. В США тоже существуют ежемесячные лимиты расхода за электроэнергию, при которых взимается средний тариф и он увеличивается при расходе свыше размера нормального потребления. При этом, цены для населения, в зависимости от штата, начинаются от 12 центов, то есть вполне сопоставимы с московскими. В столице потребитель с однотарифным учетом платит 4,5 руб. за кВт/ч с газовой плитой, 3,5 руб. - с электрической. Очевидно, тарифы у нас достаточно высоки и без всяких энергопайков стимулируют граждан к экономии.
Почему бы правительству не предложить людям несколько альтернатив: есть желание платить по соцнормам (такие, непременно, найдутся), пожалуйста, хотите по трехтарифным счетчикам, мы то же не против, а можно, и по старинке, по единому суточному тарифу. Однако, у нас государство не ищет легких путей и, как всегда, вместо простого решения, в данном случае установления прозрачных рентабельных тарифов, учитывающих интересы всех участников рынка, еще больше запутывает ситуацию. Видимо, чтобы раньше времени никто не догадался, что всех нас ждет существенное повышение стоимости электроэнергии.