В целом, размер налоговых доходов в России снизился с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году. При этом, по-прежнему бюджет прочно сидит на пресловутой нефтегазовой игле. Налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов или 11% от ВВП, а уровень налоговых изъятий, включая таможенные пошлины на нефть, газ и продукты переработки, в этом секторе в три раза выше, чем аналогичные показатели в других отраслях.
В принципе, в правительстве есть общее понимание, что надо каким то образом более равномерно распределить налоговую нагрузку, но вот как это делать и в какие сроки многие представляют по разному.
Так, в ходе парламентских слушаниях в Госдуме, где рассматривался проект основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы, «схлестнулись» министр финансов Антон Силуанов и глава счетной палаты Татьяна Голикова, главный критик документа.
Как известно, с 2015 года начнется переход на налог на недвижимость физлиц – он заменит налог на имущество (через шесть лет его отменят вовсе- «МК») и будет взиматься уже не с инвентаризационной стоимости жилья, а с рыночной. Регионы до 2019 года вправе перейти на новый налог, но только после утверждения результатов государственной кадастровой оценки всех объектов капитального строительства. Голикова сомневается, что это правильно. Во-первых, в стране кадастровые базы для расчета налога составлены меньше, чем наполовину. Росреестр явно не укладывается в отведенные сроки. Во-вторых, глава счетной палаты опасается, что за счет этого налога регионы попытаются компенсировать выпадающие доходы бюджета. Ведь ставки будут определять субъекты – то есть, если правительство не ограничит местные власти, налог может оказаться чрезмерно высоким. По мнению экспертов, он может вырасти в 2-4 раза. Однако, в Минфине заверили, что простым гражданам боятся нечего: ставки, закрепленные в Налоговом кодексе для жилой недвижимости и дач до 0,1%, для коммерческой - до 0,5%. В случае роста налога по сравнению с действующей системой предлагается постепенное включение этого прироста в сумму налоговых обязательств в течение 5 лет - в первый год предлагается уплатить 20% прироста, во второй - 40%, в третий - 60%, в четвертый - 80% и лишь на пятый год в полном объеме. Поэтому, налог существенно вырастет только для крупных землевладельцев, собственников торговых центров и т.д.
Татьяна Голикова говорила, что 2015–2016 годах акцизы расти не будут, а в 2017-м они вырастут в среднем на 4,5%, на табак – сразу на 10%, на бензин четвертого класса – на 22,3%, а на дизельное топливо – на 29%.
«Голикова ошиблась. - утверждают в Минфине. - В 2017 году в соответствии с техническим регламентом будет запрещен оборот топлива (бензина и дизельного топлива) ниже 5 класса, поэтому ставки на топливо 4 класса установлены на запретительном уровне как для 3 класса и ниже. Фактического роста налоговой нагрузки для потребителя не произойдет».
Тем не менее глава счетной палаты уверена, что поднятие акцизов необходимо синхронизировать с другими странами Евразийского союза, который будет образован в конце мая. Сейчас Россия объединяет экономическое пространство с Казахстаном и Белоруссией, а в Казахстане акцизы на табак ниже в два раза, то есть его будет выгоднее ввозить оттуда, чем производить и продавать у нас. Дисбаланс в акцизах на крепкий алкоголь, который в России ежегодно повышается на 100 руб. за литр спирта, уже показал, с одной стороны расширение нелегального рынка, а с другой засилье казахстанской водки, особенно на Урале и в Сибири. Причем, ущерб от этого с лихвой перекрывает небольшое увеличение доходов от акцизов на алкоголь.
Кроме того, резкий рост цен на бензин и дизель критичен для всей российской промышленности, строительства и сельского хозяйства – предприятия этого не выдержат. Минфин собирается снизить экспортную пошлину на нефть и поднять налог на добычу полезных ископаемых. Голикова предупреждает, что в результате ее цена на внутреннем рынке подскочит до мировой: «В итоге за все заплатит конечный потребитель, что, соответственно, приведет к ухудшению ситуации с доходами населения».
Наконец, было раскритиковано положение о так называемых консолидированных группах налогоплательщиков (КНГ), благодаря которому холдинги получают налоговый вычет, если хотя бы одна компания показывает убыток. Сейчас у нас образовано 15 КГН, в основном это предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и коммуникационной отрасли.
«Используя эти права в 2013 году, КГН внесли самый большой вклад в сокращение уплаты налога на прибыль организаций: из 283,7 млрд руб., треть приходится на холдинги», – утверждает Голикова. Она предлагает наложить моратории на создание КНГ. В Минфине, в принципе, готовы это рассмотреть.