То, что региональные бюджеты в настоящее время находятся в плачевном положении, ни для кого не секрет. Как утверждает Андрей Макаров, только в 2013 году рост их задолженности превысил показатели трех предыдущих лет. Так, если на 1 января 2011 года она составляла 1 трлн рублей, то уже в 2013 году — 1 трлн 350 млрд рублей, а в 2014-ом достигла 1 трлн 737 млрд рублей. Поэтому в настоящее время субъекты нуждаются в новых источниках доходов и дополнительной помощи из федерального бюджета. По словам Макарова, увеличение помощи региональным бюджетам должна стать приоритетной задачей государства в 2014 году. Для этого депутат предлагает предоставить субъектам еще 50 млрд рублей в виде субсидий. Как отмечают независимые эксперты, эти средства могут существенно помочь регионам.
«50 млрд рублей в виде субсидий могут оказать значительную поддержку региональным бюджетам. Для сравнения, объем выделенных субсидий на частичное возмещение ставки по кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства на 2014 год составил всего 3,15 миллиарда рублей. В случае распределения новых субсидий по приоритетным для развития направлениям, можно ожидать, что объем федеральной помощи на отдельные программы вырастет на 2-5%, что в рамках бюджета является значительной прибавкой» , - уверен аналитик агентства «Инвесткафе» Роман Гриченко.
Между тем, в Комитете по бюджету и налогам ограничиваться только субсидиями не намерены. Дело в том, что сейчас регионы находятся фактически по уши в долгах у коммерческих банков. «Сейчас регионы все больше занимают большие суммы денег у коммерческих банков. Так, если на 1 января 2011 года (а это кризисный год) задолженность регионов перед кредитными организациями составляла 21,2%, то в 2014-ом году этот показатель достигает 39,8%. Если перевести все это в деньги, то результаты такие: 2012 г. - 431 млрд рублей, 2013 г. - 704,2 млрд рублей. Причем, только за январь-февраль 2014 года задолженность перед банками выросла на 88,5 млрд рублей», - говорит Андрей Макаров.
Разрешить ситуацию Макаров предлагает, увеличив суммы бюджетных кредитов до 100-150 млрд рублей. Однако, у экспертов возникает вопрос откуда будут браться такие деньги. «Учитывая инициативу по субсидиям и предложение увеличения суммы по бюджетным кредитам, не понятно откуда будут браться средства на финансирование дефицита бюджета страны. В случае привлечения внешних кредитов, несмотря на низкую долговую нагрузку РФ, процентные ставки могут быть достаточно высокими, так как в результате событий, связанных с кризисом на Украине, суверенный кредитный рейтинг РФ был понижен», - комментирует Гриченко.
Помочь субъектам Макаров также намерен за счет налоговых льгот. По его словам, сейчас нужно, чтобы в «разных регионах были разные налоговые послабления». А кто лучше знает какие именно льготы необходимы тому или иному региону как ни местная власть?. По словам Макарова, лучше всего расширить полномочия региональных чиновников в этом вопросе. А чтобы максимально упростить для налогоплательщиков, в том числе и обычных граждан, процессы администрирования, нужны сертифицированные налоговые консультанты, которые будут оказывать качественные и доступные услуги. Причем, по словам Макарова, «налоговые советчики» должны будут нести материальную ответственность за своего клиента. Ведь, как показывает практика, их консультации бывает приводят к материальным потерям и даже уголовным делам. Самый яркий пример — дело «ЮКОСА». Дело в том, что по действующему законодательству консультант, даже если это авторитетный международный аудитор, ни за что не отвечает.
Между тем:
Владимир Путин дал поручение правительству до 1 августа проработать возможность снижения процентных ставок по набранным регионами кредитам. В частности, это предлагается сделать за счет выдачи государственных гарантий. К этому сроку кабинет министров также должен найти способ заменить займы в коммерческих банках бюджетными кредитами. Кроме того, правительство должно будет придумать как ограничить рост региональных бюджетов в будущем. Так, планируется установить максимальную планку по уровню долгов и продлить срок возврата кредитов, которые субъекты получили из федерального бюджета до 1 января 2014 года. Также Путин разрешил регионам оставить у себя неиспользованные межбюджетные трансферты, если по ним есть принятые и не исполненные обязательства.