Имена Игоря Сечина и Алексея Миллера эксперты рассчитывали увидеть в первом списке санкций, предъявленных Вашингтоном к нашей стране в конце марта. Однако тогда среди «отверженных» оказались российские чиновники и представители частного бизнеса, по мнению Запада, аффилированных с высшим руководством России.
В своем втором списке американцы, вполне возможно, не забыли о председателе правления «Газпрома» и президенте «Роснефти». По данным издания The New York Times, советники предложили Бараку Обаме два сценария — либо ввести санкции против целых секторов российской экономики, либо ограничиться наказанием руководителей крупных, экспортно ориентированных компаний. Президент США посчитал первый вариант преждевременным и выбрал второй сценарий.
Персональные экономические санкции против определенных российских чиновников или бизнесменов предполагают «заморозку» их активов в американской юрисдикции и запрет гражданам США вести бизнес с людьми из списка. Однако ни Сечин, ни Миллер денег в зарубежных банках не хранят. «Все деньги держим в России», — говорит представитель «Роснефти». «У шефа все только в «Газпромбанке», — соглашаются в «Газпроме». Поэтому, по мнению экспертов, вводя санкции против Сечина и Миллера, навредить экономике в целом у Вашингтона не выйдет.
Другое дело, если санкции коснутся непосредственно самих госкомпаний России. И у «Газпрома», и у «Роснефти» есть совместные с американцами интересы. Нефтяная компания вместе с ExxonMobil исследует лицензионные участки Карского моря, а у газового концерна целый ряд проектов, которые реализуются в сотрудничестве с американскими партнерами. Теперь эти проекты, по мнению генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, могут быть приостановлены. Впрочем, от этого в большей степени пострадают американские компании, ведь они потеряют доступ к российскому рынку энергоресурсов. «Газпром» и «Роснефть» могут предложить доли американцев азиатским инвесторам. Переговоры с тем же Пекином ведутся уже несколько лет.
Санкции Вашингтона также могут затронуть «Газпромбанк». Однако, по мнению экспертов, это решение может вызвать протест американских держателей долговых бумаг российского банка. Санкции усложнят выплату доходов по этим бумагам, что нанесет ущерб самим американским инвесторам.
Стоит отметить, что США являются не самым крупным экономическим партнером России. Ежегодный товарооборот между Россией и странами ЕС составляет $350-400 млрд, тогда как между США и нашей страной — около $20-25 млрд. Американская экономика в меньшей степени рискует от встречных убытков из-за введения санкций. В связи с этим, Евросоюз не торопится присоединяться к экономическим требованиям США по отношению к России. «Европейские государства принимают во внимание позицию Соединенных Штатов, но работают над санкциями в отношении России по собственной системе, независимо от Вашингтона», — отмечает представитель главы дипломатии Евросоюза Майкл Мэнн.