МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Иностранные агенты, стройся!

По новому закону Минюст запишет их в реестр в принудительном порядке

Идею сенатора Андрея Клишаса, озвученную им на встрече с президентом Путиным, поручено реализовать депутату Андрею Луговому (ЛДПР): за его подписью в Госдуму внесен законопроект, который позволяет Минюсту по своему усмотрению включать НКО, получающие иностранное финансирование, в реестр «иностранных агентов».

Рисунок Алексея Меринова

В конце марта президент встречался с группой членов Совета Федерации. Глава Комитета по конституционному законодательству верхней палаты Андрей Клишас, говоря о законах, которые следует принять с учетом изменившейся международной обстановки и негативного украинского опыта, предложил внести изменения и в действующий закон об НКО.

С осени 2012 года общественные организации, получающие иностранное финансирование и занимающиеся «политической деятельностью», обязаны добровольно заявлять на себя сами — под угрозой серьезных штрафов. Но за полтора года действия закона в реестр «иностранных агентов» попала лишь одна организация: «Союз развития конкуренции в странах СНГ».

Президент отнесся к инициативе сенатора неопределенно-благосклонно. Но в то время в Конституционном суде еще находился на рассмотрении запрос уполномоченного по правам человека и нескольких граждан, пострадавших от закона об «иностранных агентах». Теперь судьи уже вынесли вердикт: закон этот признан конституционным, слова «иностранный агент», по мнению судей, никакого негативного смысла в себе не несут. Правда, минимальный административный штраф в 300 тысяч рублей КС счел чрезмерным — законодателям предложено дать судам возможность приговаривать нарушителей к более мягкому наказанию с учетом их материального положения и степени вины.

Но законопроект, который был 25 апреля внесен в Госдуму за подписью Андрея Лугового, не предлагает поправить Кодекс об административных правонарушениях. Он лишь предлагает в случае «поступления» информации о том, что какая-то некоммерческая организация получает иностранное финансирование, занимается при этом политической деятельностью, но добровольно в качестве «иностранного агента» не зарегистрировалась, дать Минюсту право провести внеплановую проверку и по ее итогам включить НКО в реестр «агентов» по своему усмотрению. А несогласные с таким решением могут обращаться в суд.

Информацию о том, что какая-то НКО якобы нарушает закон, смогут предоставлять Минюсту «государственные органы» (любые), либо органы местного самоуправления, либо просто граждане, либо «организации» (любые).

«Законопроект разработан в рамках совершенствования законодательства о некоммерческих организациях в части обеспечения общественного контроля за деятельностью НКО, выполняющих функции иностранного агента, но уклоняющихся от включения в соответствующий реестр», — кратко объясняет мотивы написания законопроекта пояснительная записка к нему.

«Изначальная затея с тем, чтобы НКО сами несли голову на плаху и включали себя в реестр «иностранных агентов», провалилась в связи с «итальянской забастовкой» самих организаций, — напоминает «МК» историю скандального закона президент Межрегиональной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. — Теперь Минюст будет сам вносить запись об «агентах» в реестр. А Минюст видит применение этого закона менее репрессивно, чем Генпрокуратура». Так что пока министр юстиции прежний, НКО вряд ли будет хуже, чем до этого. Тем более когда еще у ведомства дойдут руки до проверок.

Сопредседатель движения наблюдателей за выборами «Голос» Григорий Мельконьянц, комментируя «МК» инициативу Лугового, отмечает, что для включенных в реестр «агентов» предусмотрено множество обременений. «Оговорку об «иностранном агенте» надо включать во все материалы организации в публичном пространстве, придется ежеквартально сдавать отчет о своей деятельности в Минюст и ежегодно проводить аудит, — говорит он. — Штрафы за невыполнение этих требований могут разорить НКО». Впрочем, выход есть и тут. Ассоциация «Голос» стала единственной организацией, оштрафованной на 300 тысяч за невыполнение закона об «агентах», после чего она свернула свою деятельность и теперь выступает в роли движения без образования юридического лица. Закон об НКО к нему вообще неприменим. Правда, и финансирование получить сложнее — не только иностранное, но и любое другое. Сейчас «Голос» живет на краудфандинг и полученный фондом «Голос Урал» президентский грант. Так что теперь это движение с полным правом можно назвать не иностранным, а президентским агентом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах