МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Государство для «чайников»

Злоба дня

Рисунок Алексея Меринова

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев внезапно озаботился компьютерной грамотностью подведомственного населения. По мнению чиновников, народ наш очередной раз оказался во всем виноват, дремуч и к прогрессу не готов. Чиновники госуслуги населению в Интернете предоставляют; порталы с открытыми данными на сайтах ведомств создают; системы «одного окна» внедряют. В поте лица трудятся, аж два раза устали. А народ мычит, плюется, на сайты госорганов почему-то ходить не хочет. В Интернете предпочитает смотреть порнушку, а то и вовсе оппозиционные блоги читать. Дикари-с.

Но опыт российского чиновничества по насильственному втрамбовыванию людей в рай огромен. Никто не уйдет! Что сегодня «рай» — решит начальство. Но кованый сапог, которым неразумный народ туда пинают, остается неизменным столетиями.

Дмитрий Медведев 9 августа дал 16 поручений по итогам заседания президиума совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию, которое состоялось 31 июля. Наиболее интересны и революционны три из них (отсортированы по срокам реализации):

— ФМС, Минкомсвязи... представить в правительство доклад о подготовке к введению на территории РФ удостоверения личности гражданина РФ с электронным носителем информации. Срок — 4 сентября;

— Минкомсвязи, Минэкономразвития представить в правительство предложения по массовому обучению населения получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Срок — 3 октября;

— Минкомсвязи, Минэкономразвития представить в правительство предложения по организации выдачи и использования квалифицированной электронной подписи на электронных носителях, в том числе на сим-карте и банковской карте. Срок — 6 ноября.

Итак, в ближайшие 3 месяца государство хочет провести массовый ликбез; снабдить каждого цифровой электронной подписью и выдать всем паспорта с чипами. На это будут потрачены немалые деньги. Конкретных цифр пока нет; они должны появиться после выполнения поручений — в предложениях и докладах. Но уже ясно, что речь идет о массовой кампании, а они стоят дорого. Например, кампания по внедрению биометрических загранпаспортов с чипами в 2009 году обошлась бюджету в 10 млрд руб. Сейчас речь идет о полной смене паспортов всего населения, а значит, и расходы будут на порядок больше.

Что мы купим за эти деньги? Что это даст обычному гражданину России?

Почему правительство вспомнило об электронной грамотности населения в период летнего затишья? Ответ частично содержится в заметке «Госорганы под общественным рентгеном» в «МК» от 29 июля.

Соль в том, что с 1 июля вступил в силу ФЗ №112 от 7 июня 2013 года. Он обязывает федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), а также органы местной власти предоставлять населению госуслуги в электронном виде. В вышеуказанной заметке мы хвалили закон, но указывали на его расплывчатость и другие недоработки.

Приятно, когда премьер-министр соглашается с журналистами. «Это выглядит все кисло очень», — заявил Дмитрий Медведев. «Темпы перевода услуг в электронный вид пока трудно назвать оптимальными. Нужно ускорить этот процесс. К 2018 году 70% граждан РФ должны получать госуслуги в электронном виде, в то время как сейчас этот показатель составляет около 20%», — добавил он.

Что же так «кисло»-то? Сайты госорганов не должны конкурировать по популярности с развлекательными порталами. Но ведь речь о ресурсах, прямо выгодных населению. Понять, на основании чего формируются тарифы ЖКХ в местном поселении, и при необоснованном завышении — оспорить. Узнать, сколько, когда и какие нужно платить налоги. Выяснить, не возбуждено ли судебными приставами исполнительное производство по неоплаченному штрафу (например, ГИБДД), а также гражданское или уголовное дело. Все это нужно прежде всего конкретному гражданину, а не чиновникам.

Но не идут. После первоначального всплеска интереса к госсайтам число их посетителей стабилизировалось; по сути, это одни и те же люди. Что ведет к дискриминации: умеющий работать с госсервисами получает серьезное социальное преимущество перед не умеющим. Оно несправедливо, поскольку ресурсы публичные. То же несправедливое преимущество ранее имел грамотный перед неграмотным. Вот государство и переполошилось; готово деньги вкладывать в ликбез.

Но прежде чем обвинять население, правительству неплохо бы посмотреться в зеркало. Единого стандарта раскрытия информации закон не устанавливает. В результате ведомства изощряются кто в лес, кто по дрова. Лично я знаю лишь один сайт ФОИВ, близкий к идеалу, — ресурс Госналогслужбы. О том, сколько и почему с меня причитается, можно быстро и просто узнать. А ликбез налоговики уже ведут: в каждой налоговой инспекции куча бесплатного раздаточного материала, объясняющего, как пользоваться порталом.

Остальные же... Впрочем, пусть лучше об этом скажет эксперт. Иван Бегтин, гендиректор НКО «Лаборатории интеллектуального анализа данных»: «Многие госструктуры до сих пор застряли в докомпьютерной эпохе. Еще в 2011-м ФАС требовала раскрытия информации от монополий в бумажных формах, что весьма наглядно. Росстат — ведомство с неисчислимым числом проблем. То, в каком качестве и форматах они раскрывают текущую статистику, как они собирают ее на муниципальном уровне и как публикуют результаты последней переписи населения, — сильно подрывает доверие к этой структуре. Закрытость силовых ведомств. Информация о деятельности пожарных, полиции, спецслужб и на уровне статистики, и на уровне конкретных событий очень ограничена, если вообще доступна».

Примеры можно множить. Обобщая, скажу, что проблем с сайтами госструктур три: отсутствие данных (что незаконно), «закапывание» информации (до нужных данных часто невозможно добраться) и ложь (предоставление недостоверных данных). Без пол-литры или без ликбеза действительно не разберешься. Но начинать чиновникам нужно с себя.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах