«Согласно поручению председателя правительства Дмитрия Медведева Минпромторг РФ приступил к реализации программы господдержки льготного автокредитования с 1 июля 2013 года, сообщает министерство. Ожидается, что правительство в ноябре 2013 года утвердит правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2013-2014 годах физическим лицам на приобретение автомобилей»,--говорится в сообщении Минпромторга от 17 июля.
Льготы направлены на поддержку отечественного производителя, в том числе и «отверточной» сборки. Для получения субсидии автокредит должен отвечать следующим требованиям: стоимость автомобиля не более 750 тыс. руб.; разрешенная максимальная масса не более 3,5 тонн; срок кредитования не более 36 месяцев (трех лет); первый взнос по кредиту не менее 15%. .
Кроме того, автомобиль должен быть не старше года (без эксплуатации: он не должен ранее стоять на учете) и быть оформленным на физическое лицо. То есть, это продукция отечественного автопрома в недорогом сегменте, включая популярную «отверточную» сборку (когда автомобиль собирается в России из иностранных комплектующих).
Счастье начнется осенью. «До утверждения правил предоставления субсидий кредитные организации подтверждают свое решение об участии в программе, представив в Минпромторг до 1 сентября 2013 года письменное заявление о намерении участвовать в программе, исходя из собственного анализа риска своего участия в программе», — говорится в сообщении министерства. Указанные «правила» чиновники до 1 ноября обещают утвердить.
Программа льготного автокредитования действует с апреля. Но эффект от нее мизерный: около 17 тыс. заявок на кредиты, что втрое меньше массы нереализованных автомобилей. Видя это, Минпромторг пошел на радикальные улучшения: стоимость автомобиля по программе увеличена с 350 тыс. до 750 тыс. руб. (интересно, что Владимир Путин 8 июля говорил о 600 тыс. руб.—см. ниже). Вдвое—с 30% до 15%--снижен первый взнос.
Впервые государство проявило интерес к тому, чтобы население приобретало легкие грузовики. Правда, под параметры программы толком подходит только «Газель», но лиха беда начало. Видимо, Минпромторг хочет таким образом поощрить малый бизнес в сфере грузоперевозок и фермерство. Кроме того, преимущества собственного грузовичка (или микроавтобуса) давно оценила многомиллионная армия российских дачников. Плюс многодетные семьи, которым государство благоволит давно.
С чего вдруг государство решило проявить неслыханную щедрость? И почему тянуло, в результате запустив программу задним числом? Ответ в слове из трех букв: ВТО. Поддержкой родного автопрома наши власти занимались всегда, независимо даже от политического строя. Однако, после вступления России в ВТО в августе прошлого года ей, похоже, пришел конец.
О перипетиях борьбы с ВТО за отечественного автопроизводителя можно прочитать в заметке: «Евросоюз готовит первый иск к России в рамках ВТО» в МК от 10 июля.
Но ее заголовок говорит о том, чем борьба для России закончилась: дипломатическим провалом. Мы не смогли убедить неуступчивых европейцев принять близко к сердцу нужды нашего автопрома. Иск, о котором идет речь, Россия с большой вероятностью проиграет.
Но тогда отечественного автопроизводителя нужно поддерживать иными методами. Что и сделал Владимир Путин, одобрив 8 июля расширение программы льготного кредитования покупок авто. Президент дал поручение премьер-министру, а Дмитрий Медведев—Минпромторгу. Результаты мы видим.
Непонятно, правда, как быть с социальной справедливостью. Почему «безлошадные» граждане должны платить моторизованным? А ведь субсидии из госбюджета—не что иное, как плата каким-то группам населения. У нас автомобилисты вдруг нищими стали; в льготах нуждаются? Но это вопрос риторический. Лучше не отвечать, а бежать по осени в банк за льготным автокредитом.
ЭКСПЕРТЫ МК:
Артур АХМЕТОВ, старший аналитик ИФК "Солид":
--Российский автопром в этом году переживает сокращение потребительского спроса. В I полугодии рынок автокредитования сократился на 4-5%. Причиной стали высокие ставки по кредитам и низкая покупательная способность населения, вызванная высокой инфляцией. Программа льготного автокредитования может поспособствовать усилению потребительской активности. Выгода для потребителя прямая: ставки автокредитования в среднем опустятся с 15% до 10% годовых. А продажи автомобилей могут вырасти в среднем на 10% за год.
Сергей КОВЖАРОВ, управляющий активами международной компании AForex:
--За первые полгода продажи автомобилей в России упали примерно на 6%. Запуск программы льготного кредитования, в первую очередь, скажется на продажах бюджетных автомобилей, что будет на руку АвтоВАЗу и его партнерам по Рено. Кроме того, еще больше упрочит свои позиции на рынке корейская Hyundai Kia Automotive Group. По году это может дать порядка 150-200 тысяч дополнительных продаж автомобилей, однако полной уверенности в том, что спад удастся преодолеть, нет. Рынок по отношению к прошлому году как минимум не вырастет. Хотя для тех людей, которые задумываются о покупке недорогого автомобиля, инициатива правительства может стать стимулом для того, чтобы взять кредит по доступной цене. Автокредиты и сейчас востребованы, а из-за конкуренции между банками находятся на приемлемом уровне. Но многих покупателей автомобилей пугает переплата, и в условиях замедления экономического роста они откладывают покупку. Новая мера позволит снять эти опасения. Выиграют и дилеры недорогих автомобилей, у них рост продаж может составить порядка 10-15%"