Андрей Белоусов руководил Минэкономразвития немногим более года. Интересно, но и замминистра в этом же ведомстве он прослужил также около года — с 2006 по 2007 год. И это после того, как создатель министерства Герман Греф три раза приглашал Белоусова стать своим замом. А в ответ получал жесткую критику своего экономического курса. «Мы один раз чуть не подрались!» — видимо, пошутил Белоусов.
Зато его сменщик Алексей Улюкаев признался, что «не думал и 30 секунд», когда в середине апреля получил соответствующее предложение на самом верху. Интересно, о чем и как долго думал Белоусов, до самого последнего времени ожесточенно дезавуировавший слухи о кадровой рокировке в экономическом блоке?
А Улюкаев вчера был просто счастлив. В чем и признался прилюдно.
Впрочем, для всех остальных важнее не степень удовлетворенности своей работой чиновников (хотя сотрудникам Минэкономразвития обещали существенно увеличить зарплату), а их реальные результаты. А вот здесь есть разночтения. Темпы роста ВВП неумолимо падают. Осенью, как ранее предупреждал Белоусов, нас может ждать даже рецессия. А готовых рецептов выхода из тупика как не было, так и нет.
Тем более что экономическую политику приходится проводить между Сциллой ресурсных ограничений (согласно новому бюджетному правилу все средства, вырученные от продажи нефти по цене свыше $91 за баррель, отправляются прямиком в Резервный фонд) и Харибдой социальных указов президента от 7 мая прошлого года.
Не допустить крушения экономического курса в этих условиях крайне сложно. Вот ведомства и кивают друг на друга. Минфин пытается урезать бюджетные расходы как можно радикальнее, а заодно и ослабить рубль, Минэкономразвития требует новых государственных инвестиционных расходов. И оба ждут от обновленного ЦБ ответственности за экономический рост.
Дожмут ли мегарегулятор — покажет время. Эльвира Набиуллина — сильный аппаратный боец. Ну а пока Игорь Шувалов предложил другой выход: «Нужно понимать, что экономический рост не исключительно ответственность Министерства экономического развития. Во-первых, это ответственность всех ведомств. У каждого ведомства есть определенный инструментарий, и должна быть ответственность по тому, чтобы структура нашей экономики была более современной, чтобы осуществлялась повестка по модернизации. Но на вершине этой пирамиды не одно ведомство, а два — это Министерство экономического развития и Министерство финансов».
Так что Алексея Улюкаева сделают по факту равным по силам Антону Силуанову. Правда, у любых пирамид двух вершин не бывает.