Форум на этот раз принес немало сюрпризов и даже ощущение организационного бардака. И дело не в том, что российский стенд залило водой из-за неправильного подключения к водопроводу, а один из павильонов объял дым из-за короткого замыкания. Эти неполадки быстро устранили. Важнее то впечатление несогласованности, которое донесли наши чиновники до мирового сообщества.
На форуме был вынесен «сор из избы» — в смысле споры министерств и ведомств по поводу ослабления рубля, состояния российской экономики и видов на экономический курс. Иностранцы с удивлением наблюдали, как будущий глава ЦБ Эльвира Набиуллина делает «внушение» действующему главе Минфина Антону Силуанову, который буквально уронил рубль своими предсказаниями о его ослаблении. Недопустимы даже намеки на девальвацию, учила она Силуанова. А первый вице-премьер Игорь Шувалов и вовсе безоговорочно опроверг слова главы Минфина. Бизнес-сообщество тем временем горько посмеивалось: своими спорами чиновники только приближают рецессию. Владимир Путин же оказался над схваткой: в своей программной речи на форуме он вовсе обошел как проблемы рубля, так и поиска экономического курса.
Российские странности были продемонстрированы иностранцам и другими способами. Например, в кулуарах активно обсуждалась неразбериха с постом главы РЖД. Путин же прямо на форуме с лихвой компенсировал Владимиру Якунину потерю нервных клеток, буквально пролив на железнодорожников золотой дождь из Фонда национального благосостояния. Его средства (450 млрд) пойдут в первую очередь на инфраструктурные проекты.
Самое громкое обещание форума — отпустить на свободу экономических «сидельцев» (объединение Высшего арбитражного и Верховного судов обсуждалось куда менее активно) — также вышло с оговорками. После громогласного объявления выяснилось, что на свободу выйдут всего 5–6 тыс. человек. Дело в том, что список подпадающих под амнистию статей УК решили серьезно сократить, объясняет участвующий в подготовке инициативы сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров. Еще в день путинского объявления разговор шел примерно о десяти тысяч амнистируемых.
Уполномоченный по правам предпринимателей в РФ Борис Титов предвидит серьезные сложности с правоохранительными органами и судами: «Придется еще серьезно убеждать всех, чтобы отпускать предпринимателей». Многим придется не только погасить ущерб, но и добиваться переквалификации дела. Так что неясно, сколько на самом деле реально выйдет на свободу следующим летом, когда, по оценкам Титова, может свершиться амнистия.
Для «акта гуманизма» будет установлено немало препон: так, он отменяется для тех, кто имел дело с бюджетом (поэтому не коснется, например, фигурантов дела «Оборонсервиса»). В отличие от неопределившегося пока Бориса Титова многие эксперты уверены, что не светит амнистия и Михаилу Ходорковскому с Платоном Лебедевым: они отказываются возмещать вред, о причинении которого говорится в решениях судов, и у них не только одна судимость, как полагается для выхода на свободу. «Состав преступлений Ходорковского был связан с угрозой насильственности», — поясняет вице-президент РСПП Игорь Юргенс.