Остров по вертикали
В процессе подготовки к путешествию наши руководители Светлана Чебаевская и Дмитрий Боголюбов выяснили, что: а) российские велосипедисты до сих пор по Тайваню еще не ездили; б) тащить «двухколесных коней» из Москвы на остров весьма накладно. За каждый килограмм багажа сверх установленных авиакомпанией нормативных двадцати придется выложить 60 долларов. Но ведь сам велик, упакованный в чехол, тянет минимум на 15 кило, а еще сверх того походное снаряжение, одежда... Получится в итоге ощутимый перевес. Нет уж, лучше воспользуемся услугой проката, решили мы! И не пожалели: одна из тайваньских фирм, выпускающих велосипеды, развернула на острове целую сеть прокатных пунктов, так что заранее договориться через Интернет о снабжении нас «колесами» оказалось нетрудно. Единственная проблема: дефицит в ассортименте машин для высоких (прокат рассчитан на достаточно «мелких» в массе своей жителей Юго-Восточной Азии).
Из числа «тайваньских парадоксов для непосвященных»: остров небольшой (в длину лишь 390 км, а в ширину и вовсе не более 150), но на этом пятачке имеются весьма серьезные вертикали. Главный хребет и его отроги протянулись с севера на юг и занимают почти половину острова, а высота отдельных макушек достигает почти 4 километров. Так что попыхтеть на велосипедах пришлось изрядно. На самый высокий автомобильный перевал (3275 м) карабкались по серпантинам протяженностью более 35 км, а когда при подходе к перевальной точке застигли сумерки, пришлось ночевать на высокогорье «дикарем» — палатки разбили прямо на парковочной площадке для автомашин. Ночью можно было любоваться черным тропическим небом с мириадами звезд и стучать зубами от холода: с собой взяли в жаркие страны летние спальники, а тут грянуло аж минус шесть градусов.
Впрочем, ночной мороз на перевале — это «одноразовая» напасть, в целом погода нас не обижала. В разгар тайваньской зимы среди гор — 15–17 градусов тепла, а на побережье ближе к югу, уже в тропической зоне, и вовсе зашкаливало за 25. Вода Тихого океана прогрета до комфортных 23 градусов, но с купанием получилось не очень удачно. Ветер устойчиво дует с востока, с океана, а береговая линия совершенно не изрезанная, без бухт и заливов. Так что комфортные условия для водных процедур появились лишь после того, как миновали южную оконечность острова и поехали вдоль западного его края, обращенного к материку.
Зато на малонаселенном восточном побережье, зажатом между горами и морем, нас поджидало неожиданное удовольствие — абсолютно пустынные автомагистрали. Современному жителю Московского региона такое даже вообразить трудно: шикарный четырехполосный автобан — и на расстоянии километра-двух в обе стороны не видно ни единой машины — рай для велосипедиста! Впрочем, аборигены такой техникой ныне пользуются уже мало. На смену педальным двухколескам пришла мода на скутеры. В тайваньских городах по улицам шныряют тысячи этих «табуреток с мотором».
Мраморный разлом
Среди самых «эксклюзивных» достопримечательностей острова — ущелье Тароко. На протяжении 20 км дорога, пробитая в крутых склонах, идет вдоль русла реки Лиу, которое промыто ею в сплошном массиве мрамора. Удивительные пейзажи открываются буквально за каждым поворотом: мраморные берега, мраморные разломы в складках гор...
Другой туристический объект, активно рекламируемый тайваньцами, — озеро Солнца и Луны. Действительно, очень красивая акватория в окружении гор. На берегах несколько курортных поселков с гостиницами, ресторанами, магазинами, по озеру курсируют прогулочные катера, у северного залива ярким пятном выделяются постройки буддийского монастыря. Заплатив около 400 новых тайваньских долларов (1 NTD равен приблизительно 1,1 руб.), можно сесть в вагончик фуникулера и отправиться в расположенную в горах над озером этнографическую «деревню аборигенов», где воссозданы постройки и бытовые условия жизни племен, населявших остров до прихода на него китайцев. Едва ли не самое впечатляющее «ноу-хау» коренных тайваньцев — их «доисторический» биотуалет: в углу дома отгорожен метровой стенкой закуток, над ним проложены две доски, внутри обитает минипиг; при нужде человек пристраивался на этих досках, а все «последствия» физиологического процесса внизу подбирала прожорливая хрюшка. Билет на канатную дорогу является пропуском на множество «развлекаловок» в экскурсионной «деревне» — вплоть до аборигенских концертов и многочисленных аттракционов.
В главном городе острова, Тайпее, есть несколько туристических «топ-объектов». Среди них дворец-музей Гугун, где выставлены предметы искусства из коллекции, которую собирали китайские императоры на протяжении более 1000 лет. В годы вторжения Японии и революционных перемен в Китае императорские сокровища неоднократно перевозили из одного места в другое и в итоге отправили морем на Тайвань. Для хранения обширной коллекции оборудовали специальные тоннели, пробитые в горе. Лишь небольшую часть многочисленных экспонатов удается демонстрировать в залах.
Еще одна «фирменная» достопримечательность тайваньской столицы — башня «Тайпей-101», поднявшаяся над городом на 508 м. Отстояв получасовую очередь, мы попали в кабину самого скоростного в мире лифта (кабина может разгоняться до 1010 м/мин) и через несколько секунд выгрузились на смотровом, 89-м этаже. Здесь туристам предоставляется возможность увидеть «Винд-дампер бэби». В центральной части этого яруса установлен огромный чугунный шар. Громадина в 660 тонн закреплена на нескольких гидравлических опорах и в случае урагана или землетрясения при помощи специальной управляющей программы от датчиков начинает смещаться в противофазе с колебаниями от внешних сил.
В первые дни путешествия мы несколько раз пытались за обедом в какой-нибудь «харчевне» (кормят вполне прилично, удобоваримо для иностранных желудков и недорого) попросить чаю: «Тиа, плиз!» Результат порой получался совершенно неожиданный. Принесли, например, пластиковые бутылки с известным чайным прохладительным напитком, а в ответ на попытки объяснить, что нам нужен горячий чай, хозяин, придя в явное недоумение, собрался было поставить эти бутылки в микроволновую печь. Лишь позднее мы узнали и взяли на вооружение правильное для местных произношение: «т´ха». К слову сказать, во время прогулок по Тайпею наткнулись на вывеску с надписью по-русски: «Хлеб-соль». Оказалось, что здесь существует целая сеть таких закусочных, однако выбор блюд в них никак не связан с русской кухней, владельцы фирмы просто взяли иноземную фразу в качестве оригинального названия.