— Это очень странное заявление, потому что обязанность Минфина заключается в том, чтобы направлять средства налогоплательщиков на благо самих налогоплательщиков. В данном случае же средства налогоплательщиков будут уходить стратегическим конкурентам налогоплательщиков — финансовым системам США и ЕС. Это противоречит прямым служебным обязанностям российского государства. Более того, эта скупка валюты является мерой валютного регулирования, которая находится в компетенции Банка России, к компетенции Минфина отношения, в общем-то, не имеет.
Боюсь, что это вызвано политикой Банка России, направленной на снятие с этого «учреждения» какой бы то ни было ответственности за что бы то ни было.
Достаточно сказать, что те резкие скачки курса валюты, которые мы наблюдаем на сегодняшний день, только отчасти вызваны спекуляциями самих инсайдеров внутри Банка России. В первую очередь они вызваны стратегией Банка России — отказу от регулирования валютного курса.
Это очень печальное заявление, я надеюсь, что оно будет исправлено. Все будут ожидать падения рубля и сейчас уже от рублей избавляться. Это плохо для нас с вами. Хотя само по себе умеренное ослабление рубля, безусловно, полезно, потому что это единственный способ стимулирования национальной экономики после присоединения к ВТО на заведомо кабальных условиях. Безусловно, это чревато некоторым ускорением инфляции, но, с точки зрения текущей конъюнктуры, это адекватно.
— С экономической точки зрения это означает сглаживание влияния на бюджет повышения или понижения цен на нефть. Речь идет о том, что Минфин будет сам покупать валюту для Резервного фонда. Сейчас фактически Минфин переводит ЦБ рубли, а ЦБ на эти рубли покупает валюту, и получается, что покупка валюты для себя и для Минфина смешивается. Теперь это будут две разных линии: ЦБ — сам по себе, Минфин — сам по себе. Бюджетное правило и Резервный фонд создаются для того, чтобы сглаживать последствия колебаний цен на нефть. Если поступает больше нефтедолларов, то излишек откладывается в Резервный фонд.
Последствия для потребителя будут неоднозначными, потому что зависят от действий ЦБ. Понятно, как будет действовать Минфин. Посмотрим, как будет действовать ЦБ. В принципе, я думаю, основное последствие будет в том, что будет меньше резких колебаний обменного курса. С точки зрения потребителя мы видим, что в последнее время, по мере того как ЦБ переходит к политике плавающего курса, появляется больше колебаний: иногда за несколько дней курс доллара на рубль может вырасти или упасть. Сейчас, в прямом порядке, я ожидаю, что подобных колебаний будет меньше.
Я думаю, что ослабление будет, но я не думаю, что оно будет столь значительным. Будет некоторое ослабление, но маловероятно, что в результате этой меры курс ослабеет на 2 рубля.