В принципе Ходорковский и Лебедев вполне могут выйти на свободу по думскому закону, который может быть принят по предложению Титова, уже в этом году.
Дело в том, что Экспертный совет при бизнес-омбудсмене Борисе Титове предложил выпускать на свободу прежде всего тех, кто был осужден по 5 «экономическим» статьям УК: 159 (разные виды мошенничества), 160 (присвоение или растрата), 165 (причинение крупного имущественного ущерба собственникам без признаков хищения), 198 (уклонение от уплаты налогов в качестве физического лица), 199 (организация уклонения от уплаты налогов с организаций).
Все это Ходорковский и Лебедев получили еще при первой «ходке».Затем, правда, им приписали кражу нефти у самих себя и срок добавили. Сначала с 8 лет до 14. То есть, 2017-ого. Потом скостили до 13 и, наконец, Верховный суд постановил, что на свободу они могут выйти в октябре 2014 года.
А по амнистии Титова, так уже и в этом году. Однако здесь не все так просто. Титов не предложил для амнистии такие статьи как 33 и 315 – злостное неисполнение решений суда. А Ходорковского и Лебедева в том числе приговорили и по этим статьям. Так что сидет им до конца срока несмотря на любые амнистии. Лишь бы не добавили.
А теперь разберемся, сколько преступников (хоть они и осуждены только по экономическим статьям, по закону они именно таковыми и являются). А вот здесь множество давних еще разночтений, которые, по-видимому, и настораживают Нарышкина.
13 мая в Госдуме была озвучена цифра в 111 с лишним тысяч экономических «сидельцев». Но она никакого отношения к действительности не имеет.
Вот официальные данные Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), которая она предоставила Борису Титову.
По статьям УК 159, 160, 165, 170, 199 по состоянию на 31.03.2012 в местах лишения свободы состояло 12 485 человек.
По этим же статьям, по состоянию на 31.10.2011 в СИЗО содержалось еще 5 211 человек. Всего сидели: 17 696.
Откуда тогда взялись еще более 94 тыс. осужденных? Да оттуда же – из судов. По данным МВД, в 2009-2012 годах только полицейскими было выявлено 202 454 преступлений экономической направленности. А по данным Экспертного совета при Титове за это же время было осуждено по чисто экономическим преступлениям 110 924 предпринмателей.
Но ведь не все из них получили реальные сроки: кто-то условно, а кто-то отбыл их в СИЗО. Вот более 110 тыс. «экономистов» и набирается. Но ведь при этом их бизнес не просто пострадал, а просто был либо перехвачен близкими к силовикам предпринимателями, либо вообще был уничтожен. В результате чего было закрыто за три только года 2 млн рабочих мест.
Поэтому на свободу реально могут выйти чуть больше 17 тыс. человек. Остальным, которые на самом деле по тюрьмам не сидят, надо либо отменить приговоры, либо погасить их. А значит дать возможность вернуться в бизнес. Кто ж туда по новой пустит Ходорковского?
Но и без этого бизнес-титана Россию ждет в случае экономической амнистии существенные изменения. Выпущенные на свободу ведь пойдут в суд. А это значит, что силовикам и судьям придется не просто. Надо будет отвечать за правовой беспредел.
А тут еще Титов предлагает судить по экономическим статьям только в присутствии коллегии присяжных. И вообще перевезти хозяйственные споры из уголовного права в хозяйственное, то есть в арбитражные и даже в третейские суды.
«МК» будет следить за ситуацией. Законопроект от бизнес-омбудсмена может поступить в Госдуму уже в мае.