Как падает экспорт «Газпрома»
Европейский экспорт «Газпрома» снизился со 150 млрд куб. метров в 2011 году до 138 млрд в 2012-ом (-7,5%), а в страны ближнего зарубежья – до 64,4 млрд кубов (-9,4%). При этом средняя цена евроэкспорта в прошлом году составила $402 за одну тыс. кубов (в 2011-ом – $384), в страны СНГ и Балтии – $308. Правда, в последнем случае довольно низкая цена на газ для ближайших соседей получилась за счет нашего таможенного союзника Белоруссии – средняя за 2012-ый – $166,5 за тыс. кубов. Тогда как Украине приходится платить существенно больше, чем более отдаленным от России странам – $413-418/тыс. кубов.
Но в любом случае в «Газпроме» рассчитывали на большее. Так, еще в 2011 году председатель правления газового монополиста Алексей Миллер публично заявлял, что уже к концу того года средняя цена российского газа в Европе достигнет $500 за тыс кубов. Не умирали надежды прорыва и на китайский рынок. Но Пекин не собирается платить приемлемую цену, занижая котировки минимум на $100.
Конечно, эти проблемы можно было бы списать на завершающийся мировой финансовый рынок. Но не все так просто. В Европе боятся «Газпрома» и пытаются ограничить его влияние.
По последним данным, доля «Газпрома» на рынке стран Евросоюза составляет 26%. В принципе не так уж много, если учесть, что доля потребляемой российской нефти достигает вообще 50%. Но в последнем случае поставками занимаются несколько российских нефтекомпаний, включая частные. Тогда как российский газ поставляется в ЕС только «Газпромом» (а зачастую и продается через «дочерние» структуры). А от доли поставок в общем потреблении напрямую зависит цена.
В разгар кризиса – 2009 году – когда экспорт продукции «Газпрома» в Европу существенно упал, газовой монополии пришлось согласиться, что до 20% поставок оплачивались не через стоимостные характеристики долгосрочных контрактов, а через спотовые цены (баланс чуть ли не ежедневного спроса и предложения). Кроме того, «Газпром» решил добровольно отказаться от штрафных санкций за недобор контрактного газа. Но сейчас сложилась другая ситуация. На фоне роста продаж газа и его цены в 2011 году «Газпром» вернулся к прежним жестким требованиям – не желаешь выбрать весь законтрактованный объем газа – плати неустойку. И долой спотовые цены.
Американская сланцевая революция
Вот в ответ «Газпром» и получил, особенно на Украине, резкое снижение потребления. К тому же здесь нельзя не учитывать влияния на эту ситуацию «сланцевой» газовой революции в США. Еще до кризиса Америка до 50% потребляемого газа в виде сжиженных фракций завозила из-за рубежа. Прежде всего из Катара. Кстати, именно с расчетом на емкий американский газовый рынок в России и планировали разработку газоконденсатного Штокмановского месторождения. Но не случилось. Американцы стали разрабатывать у себя сланцевые месторождения газа. Технологии, конечно, грязные. Газонесущий слой буквально разрывают идущей под большим давление водой. В результате кроме промышленного газа (кстати, довольно дорогого – в США себестоимость добычи достигает $70 за тыс. кубов) в нагрузку загрязняются подземные воды. Но США могут позволить себе даже это. В итоге уже в 2009 году США перегнали по добыче газа Россию и полностью себя обеспечили.
Но куда же девать лишний сжиженный газ Катара и Алжира? Правильно, в Европу. Поэтому уже в 2010-2011 годах его цены практически сблизились с ценами на российский трубный газ. Поэтому даже политические верные России потребители из Италии стали требовать спотовых цен, да еще подешевле.
Антимонополизм Брюсселя
И все эти проблемы наложились на антимонополизм европейских чиновников. Как известно, еще в 2009 году был принят после долгих скандалов третий антимонопольный или энергетический пакет. Он предписывает всем европейским энергокомпаниям, а также зарубежным поставщикам разделить бизнесы на добывающий, транспортный, оптовой и розничной торговли. В такое прокрустово ложе «Газпром» явно не вписывается. А так российский газовый госмонополист напрямую поддерживаемый Влдадимиром Путиным, упирается до последнего и не хочет делить бизнесы ни здесь в России, ни там в Европе, нам дали понять, что все может быть и хуже.
Так, более года назад в ряде представительств «Газпрома» и его дочерних компаний в Европе были проведены местными правооохраниетльными органами обыски. 4 сентября 2012 года Еврокомиссия объявила о начале антимонопольного расследования в отношении «Газпрома». В вину могут поставить три случая нарушения конкуренции на европейских энергорынках.
Во-первых, «Газпром», предположительно, разделил рынки газа, затруднив свободное поставки в страны-члены ЕС.
Во-вторых, «Газпром», возможно, препятствовал диверсификации поставок газа.
В-третьих, «Газпром»мог устанавливать несправедливые цены для своих европейских клиентов, увязывая их с ценами на нефть.
В последнем случае, это вообще отдельная история. Мирового рынка газа пока в отличие от нефти нет. Поэтому предложенная еще более десяти лет назад формула – цена на газ в Европе равна 90% цены нефтепродуктов с отсрочкой на 6-9 месяцев. Но эту формулу предлагал не «Газпром», а его европейские контрагенты.
Так что цель Еврокомиссии ясна. В Брюсселе намерены заставить «Газпром» резко снизить цены. В том числе и за счет масштабного перехода от долгосрочных цен на спотовые. Хотя в холодные цены последние могли опережать первые в десять раз. Но холода в Европе не долгвечные.
Так что 19 февраля директорам «Газпрома» есть что обсудить. С учетом того, что «Газппром» подпирают и изнутри – пресловутый сжиженный газ в Европу в обход «Газпрома» готовы поставлять и российские нефтяные компании, например, «Роснефть».
Впрочем, помощь к «Газпрому» может прийти и с явно неожиданной стороны – из Европарламента. 13 февраля в Москве была учреждена межпарламентская группа «Россия - ЕС по энергетике». С российской стороны её возглавил председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачёв, с европейской – член комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике Бела Ковач. 29 мая в Брюсселе могут уже быть приняты первые компромиссные решения по газовым проблемам.