Несмотря на появление в последние несколько лет федеральных фондов по поддержке малого и среднего предпринимательства, качественного скачка в нише не произошло. «Потребности в кредитовании МСБ удовлетворены не более чем на 30%. При этом на получение кредита могут рассчитывать около 30–40% компаний из тех, которые еще не обратились за кредитом в банк», — отметил начальник управления кредитования МСБ банка «Стройкредит» Вадим Малиновский. Другие банкиры, опрошенные «ЭВ», называют еще менее радужные цифры: по их оценкам, лишь 15–20% малых компаний удается воспользоваться банковскими ссудами. Таким образом, можно констатировать, что за 5–7 лет ситуация на рынке практически не изменилась: почти такие же цифры звучали из уст экспертов и чиновников, к примеру, в 2006 году.
Корни ситуации — в самих предпринимателях и в недостаточно гибком подходе к специфическим заемщикам банков-кредиторов, сетуют финансисты.
«Огромная часть сегмента вовсе не обслуживается в банках, предпочитая вести «серую» бухгалтерию и занимать деньги «у знакомых». Особенно это касается микробизнеса. Более крупные предприятия тоже не отличаются высокой легальностью, что часто создает проблему в их отношениях с банками. В то же время клиентское предложение большинства банков на текущий момент строится скорее на тезисе «вот такие продукты у нас есть, приходите, покупайте». Этот подход обычно не решает задачу бизнеса полностью, оставляя последнему возможность приспосабливаться к ситуации. «Это как прийти в магазин, купить костюм, который размера на два меньше, чем нужен, а потом думать, что с ним делать», — объясняет управляющий директор по малому бизнесу финансовой группы «Лайф» Роман Гаврилов.
Медленно, но верно
Дотошный опрос «ЭВ» крупнейших российских банков обнаружил, что серьезных изменений в стоимости кредитов МСБ в прошлом году не произошло. «В коммерческих банках ставки могут колебаться в среднем от 10 до 23% годовых», — отмечает аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова. Средняя же ставка по кредитам для небольших компаний сейчас составляет около 15–17%. «На сегодняшний день ставки по кредитам довольно высокие, в связи с чем немногие виды бизнеса могут похвастаться рентабельностью, которая перекрывала бы ставку кредитования МСБ», — резюмирует эксперт.
В ассортименте банковских предложений революции тоже не наблюдается. «В 2012 году на рынке кредитования МСБ не появилось инновационных продуктов, по-прежнему у предпринимателей основной спрос связан с кредитными линиями на пополнение оборотных средств до двух лет, по возможности без обеспечения, а также инвестиционные кредиты сроком от 5 до 10 лет», — рассказывает начальник управления по работе с малым и микробизнесом Райффайзенбанка Максим Лукьянович.
И все-таки кое-какое движение есть. Директор дирекции по работе с малым и средним бизнесом Росбанка Анатолий Хвостиков напоминает, что несколько лет назад владелец небольшой фирмы, который хотел взять кредит или воспользоваться другими банковскими услугами, мог довольствоваться только общими корпоративными программами, условия которых были для него невыгодными. Сейчас ситуация изменилась: на рынке все больше появляется специализированных продуктов. Появились, например, специальные условия кредитования и ставки для МБ, новые программы лизинга и экспресс-лизинга, краткосрочные депозиты, а также кредиты собственникам МБ без залога и поручительства. «Если сравнивать предыдущие годы, то сейчас произошли послабления требований. Рынок двигает нас к тому, чтобы быть более лояльными, особенно в краткосрочном кредитовании», — уточняет заместитель начальника департамента малого и среднего бизнеса Локо-банка Евгений Помогалов.
Большие радости малого бизнеса
Свежеиспеченная лояльность банкиров по отношению к МСБ проявляется в нескольких трендах прошлого года, которые продолжат развиваться и в 2013 году.
Во-первых, речь идет о массовом возвращении кредитов без обеспечения для МСБ. «Конечно, уроки кризиса 2008 года были учтены, поэтому говорить о возможности получения кредита за 3 часа и по 2 документам пока рано», — говорит начальник управления сегмента малого и среднего бизнеса Юникредитбанка Федор Бухаров. Тем не менее почти все крупные игроки сегмента, в том числе Сбербанк, ВТБ24, Росбанк, Райффайзенбанк, Юникредитбанк, Абсолют-банк, Пробизнесбанк, сейчас имеют в своих линейках беззалоговые кредитные продукты для малых компаний: ставки по таким продуктам вряд ли составят меньше 15–20% годовых, но сроки и суммы вполне приличные — без обеспечения предприниматель может получить в среднем до 3 млн рублей на 12–36 месяцев.
Во-вторых, у крупнейших игроков рынка начинают появляться вариации на «стартапную» кредитную тему. Так, например, один из крупных российских банков предложил инновационную разработку — кредитное предложение для старта малого бизнеса. Продукт дает возможность начинающему бизнесмену в возрасте от 20 лет получить ссуду на запуск бизнеса по заранее просчитанной и успешной бизнес-модели (брендовая и небрендовая франшиза, типовые бизнес-планы). Базовые параметры такого кредита: сумма до 3 млн рублей (но не более 80% от объема средств, необходимых для запуска бизнеса) на срок до 3,5 года. Обеспечение по кредиту — залог приобретаемого имущества и поручительство физического лица.
Кроме того, финансовые организации стали работать с клиентами МСБ не меньше, чем с розничными заемщиками, в части удаленного сервиса. Да и на уступки клиентам, которые формально не соответствуют требованиям банка, финансовые организации стали идти куда охотнее.
Наконец, еще одна важная зона роста в сегменте: активное развитие скорингового метода в оценке заемщика малого бизнеса. «Доля скорингового кредитования составляет в малом бизнесе 10,07%, однако самый быстрорастущий портфель отмечается именно у клиентов скоринговой технологии «Кредитная фабрика».
«Пряник» от ЦБ
В 2013 году банкиры не ожидают серьезных потрясений в сегменте кредитования МСБ. Темпы прироста кредитного портфеля сохранятся на уровне, близком к значениям 2012 года, — в пределах 25–30%. Стоимость ссуд, вероятнее всего, останется на уровне 2012-го и вряд ли снизится. «Несмотря на интерес банков к сегменту МСБ, в 2013 году они не собираются снижать ставки из-за проблем с ликвидностью», — прогнозирует Екатерина Кондрашова.
Впрочем, кое-кто из предпринимателей может столкнуться с непредвиденными трудностями из-за ужесточения требований ЦБ РФ к нормам резервирования по портфелям необеспеченных потребительских розничных ссуд. Парадокс влияния рынка банковского ритейла на сегмент малого бизнеса объяснил Роман Гаврилов: «Безусловно, действия ЦБ в первую очередь направлены на сдерживание роста портфелей потребительских кредитов, но маленькая пикантная подробность: кредиты до одного миллиона рублей бизнес предпочитает брать на физлиц. Это проще как с точки зрения процедуры оформления кредита, так и с точки зрения его последующего использования. Многие бизнесмены, которые имели такую возможность ранее, могут ее лишиться».