Шумно начавшаяся в 2012 году кампания по раздаче жилищных субсидий многодетным семьям продлилась недолго и тихо свернулась — кого-то бесконечно «динамят» с документами, требуя каждый раз все новые справки, часто абсурдные, непонятные, совершенно не относящиеся к делу. Кому-то просто говорят — денег больше нет, и когда будут — неизвестно!
Отчаявшиеся многодетные мамы и папы, которые всерьез рассчитывали на столь важную для них помощь, решились на бессрочную голодовку — она проходила в конце 2012-го — начале 2013 г. О том, чем закончилось это мероприятие, рассказывает Борис Альтшулер, правозащитник, член Общественной палаты:
— Социального жилья у нас строится крайне мало — 50—60 млн кв. метров в год, и количество этих метров постоянно падает. Около 100 000 семей очередников официально числится в Москве, но это число можно смело существенно увеличивать за счет тех, кого игнорируют — не ставят в очередь по чисто формальным причинам. Иногда творится просто беспредел в сфере выделения жилья многодетным — к примеру, Оксану Рыжкову из Набережных Челнов, мать пятерых детей, сняли с очереди из-за того, что у нее родились две внучки. Которые живут с родителями все на той же жилплощади. Казалось бы, жилищная ситуация семьи только усугубилась, но чиновники Татарстана посчитали, что если старшие дети родили своих детей на той же жилплощади, то семья из очереди автоматически выбывает...
Однако акция-голодовка, начатая 12 декабря 2012 года, получила реальный резонанс. Как все проходило, рассказал Константин Следнев, участник голодовки и многодетный отец:
— Мы, группа из 9 московских семей, объявили голодовку, посвященную тем, кто не может получить субсидии и жилье, положенные им по закону. К нам сразу пришли из Департамента жилищной политики Москвы — узнать, в чем проблема. Пока мы добились того, что Департамент жилищной политики Москвы признал права 783 семей, которым клятвенно обещает предоставить субсидии, и дал официальное уведомление о тех документах, которых не хватает и которые нужно донести. В начале января мы приостановили голодовку, однако в любой момент готовы возобновить ее, если в этом году не получим субсидии, тем более что для московских очередников средств в этом году выделено в Москве существенно меньше, чем в прошлом году, — чуть более 6 млрд рублей против примерно 10 млрд ранее.
По словам Екатерины Мальдон, участницы голодовки, государственная политика сейчас такова, что государство всеми силами отказывается от социальных обязательств:
— Собянин предлагает всем переходить на аренду, заявляя, что нигде в мире нет такого количество жилья в собственности. Федосеев, глава Департамента жилищной политики Москвы, всячески старается выбросить людей из очереди — на любом этапе сбора документов. Из-за разводов, установлений отцовств, из-за поисков «тайных» квадратных метров у родственников и т.д. Закон города Москвы об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения сейчас таков, что позволяет чиновникам запрашивать ЛЮБЫЕ дополнительные документы у людей, на усмотрение чиновника, — жуткая ситуация, позволяющая выставлять многодетным самые абсурдные требования по документам, в том числе и тем, которые совершенно невозможно найти… В итоге всего лишь около 10% многодетных получают положенные им субсидии.