МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Налоги выжимают соки

Причем не только из бизнеса, но и из граждан

Таков итог 2012 года в сфере налогообложения и перспективы наступающего года. Технические сложности не позволили правительству ввести налог на недвижимость с 1 января, но через год он обязательно будет. Как и налог на роскошь, о котором говорил Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 12 декабря. Кроме того, нас ждет отмена банковской тайны и презумпции невиновности граждан перед налоговым инспектором. Заплатим за все, даже за воздух.

В наступающем году нас ждет повышение налогов на потребление под маской налога на роскошь. Фото: Сергей Иванов

Последнее отбирают

Не секрет, что недвижимость для многих граждан была источником дохода. В городах в силу демографической ситуации (родителей двое, ребенок один) у достаточно многих семей образовались излишки жилья, которые они по-тихому сдавали. Налогов, конечно, не платили, хотя по закону обязаны были заплатить 13%. Для большого слоя людей это был единственный источник дохода, позволяющего держаться на плаву (например, пенсионер сдает московскую квартиру, а сам уезжает жить на дачу).

Теперь с этим источником благосостояния придется либо расстаться, либо существенно его урезать. Недвижимость обложат налогом. Его планировали ввести с 1 января 2013 года, но отложили на год. Причины чисто технические: не готов кадастр. Но как только власть с этим справится, налог на недвижимость будет введен. Пока планируют с 1 января 2014 года. Помимо налога нам грозят еще и обязательные страховые платежи (см. заметку «Грядущий год готовит новые страховые поборы» в «МК» от 10 декабря).

Правительство уже определило ставки налога на недвижимость: от 0,05% до 0,3% кадастровой стоимости. Министр финансов РФ Антон Силуанов отметил: «На основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости подготовка поправок Правительства РФ к законопроекту о налоге на недвижимость запланирована на четвертый квартал 2012 года».

А директор департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Андрей Ивакин заявил: «Проект закона о новом налоге на недвижимость, исчисляемом по кадастровой стоимости, планируется внести в правительство и Госдуму уже этой осенью. Со следующего года он вступить не сможет, даже если будет принят в трех чтениях, потому что год уйдет на подготовку нормативной базы и планирование доходов и расходов бюджета. Скорее всего либо это будет 2014-й, либо 2015 год, не раньше. Налог не вводится не потому что нет кадастра, а потому что необходима массовая оценка объектов и поправки в Налоговый кодекс». Отметим, что законопроект пока так никуда и не внесен.

В качестве положительной стороны нововведений стоит отметить упрощение регистрации недвижимости (нет регистрации — нет и налога; государству это невыгодно). В августе Минэкономразвития предложило облегчить процедуру регистрации, сократив ее сроки с месяца до 20 дней, и разрешить местным и региональным властям самим направлять документы в Росреестр, если владелец недвижимости предоставит письменное разрешение. Если эти поправки в 2013-м вступят в силу, то для госрегистрации объекта его владельцу нужно будет подать всего одну бумагу. Также Минэкономразвития предложило с 2019 года взимать госпошлину с любой госрегистрации недвижимости.

Но и без прямого налога на недвижимость домовладельцев в нынешнем году успели изрядно «пощипать». Так, столичные власти решили массово проверить сдаваемые в аренду квартиры. Глава Департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников заявил: «В Москве постоянно сдается в аренду как минимум 100 тыс. квартир, на каждой из которых владельцы зарабатывают в среднем по 30 тыс. руб. в месяц. Налогов же они не платят вовсе. В сумме потери городского бюджета оцениваются в 5 млрд руб. в год. За эту сумму стоит побороться».

Мало-помалу

И бороться будут. Пока облавами. Однако с будущего года за уклонение от уплаты налогов будут введены драконовские санкции (см. ниже). И мелкие арендодатели под них подпадут: закон един для всех. Видимо, мы увидим либо резкий рост цен на арендуемое жилье, либо очереди в налоговые инспекции.

Ведь основная проблема не в том, что собственники не хотят платить. Сумма налога достаточно мелкая, но платить ее неудобно. Сначала надо подать налоговую декларацию. Налоговая инспекция вправе потребовать подтверждения размера доходов документами, то есть нужно предоставить договор; выписку со счета, на которой поступают арендные платежи или акты приема-передачи денег, если оплата осуществляется наличными. Договоров обычно нет, а каждый раз акты писать — это сколько ж бумаги и времени! Надо сказать, что ФНС проблему понимает и старается упростить порядок оплаты, в том числе путем внедрения интернет-технологий. Но нужно радикальное упрощение, например, вмененный налог по средним арендным ставкам без предоставления договоров и актов, причем через Интернет. Пока этого нет, но есть слух, что планируется.

Другим способом упрощения могло бы стать приравнивание домовладельцев к ИП и перевод их на патентную систему. Благо в этом — единственном! — вопросе наметились не ужесточения, а послабления.

Закон о патентной системе для малого и среднего бизнеса (МСБ) был принят Госдумой в июне этого года. Такая система налогообложения предполагает замену единым вмененным налогом уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц в части доходов и имущества, связанных с бизнесом. Согласно новому закону патент может применяться в отношении 47 видов предпринимательской деятельности, таких как бытовые услуги, магазины, пункты питания, транспорт и др.

Доходы по всем видам деятельности в течение налогового периода (квартал) не должны превышать 60 млн руб., а размеры годового дохода — не менее 100 тыс. руб. и не более 1 млн руб. Также число сотрудников предприятия не должно превышать 15 человек. Сам патент выдается на срок от одного месяца до одного года. Закон должен вступить в силу с 1 января 2013 года, но переход на патентную систему будет добровольным вплоть до 2018 года. Ставки налога во многом отданы на откуп местным властям, однако 6% доходов они превышать не должны. Впрочем, эксперты оценивают новацию осторожно.

Аналитик консалтинговой компании McKinsey & Company Денис Ефремов: «Чтобы патентная система стала стабильно работать, нужно время. Сейчас в Москве чуть более 8% всех предприятий относятся к МСБ. Поскольку субъекты МСБ в Москве сравнительно крупнее, чем в других регионах России, то проблем с легальностью бизнеса меньше. Это идет в разрез с идеей патентной системы, основной задачей которой является легализация мелкого бизнеса ИП. Система сразу эффективнее бы стала работать в регионах, где развито, к примеру, частное фермерство. В Москве для получения результата потребуется больший срок».

Налог на недвижимость заставит арендодателей делиться своими доходами с государством. Фото: Геннадий Черкасов

Главред Российского налогового портала Татьяна Суфиянова: «Такая система будет работать. Сейчас идет подготовка Департаментом экономической политики и развития города Москвы проекта закона «О патентной системе налогообложения. В нем будут установлены особенности применения патента для ИП на территории Москвы и величина потенциально возможного налогооблагаемого дохода по соответствующим видам деятельности».

Член Национальной гильдии профессиональных бухгалтеров, бухгалтер нескольких фирм Тамара Минаева: «С 2013 года будет выбор: УСН, ЕНВД или патент. При этом определять максимальный размер годового дохода будут региональные власти, в их же компетенции расширение списка входящих в патентную систему видов деятельности (в федеральном списке их 47). Субъекты РФ в течение 2012 года должны были принять региональные законы о патенте, при этом 10% налога будет идти в бюджет субъекта и 90% в бюджеты муниципалитетов. Далеко не во всех регионах эти акты были приняты. Из плюсов патента отмечают сокращение общения с фискальными органами, но планы законодателей часто меняются, и нет уверенности, что бизнесменам придется реже посещать налоговую. Еще далеко не все предприниматели изучили особенности патентной системы, но их интерес усиливается. Зная налоговую непредсказуемость в России, я вряд ли решу изменить режим налогообложения, который меня устраивает, и рекомендовать это клиентам».

Налог на потребление

Разговоры о налоге на роскошь идут с начала года. Эта идея не раз озвучивалась высшей властью: например, в Послании Федеральному собранию 12 декабря ее в очередной раз повторил Президент РФ Владимир Путин.

Но налога нет. Мало того, на заседании 30 мая правительство отказалось его вводить. Оно поддержало идею ФНС, которая еще в марте объявила, что правильнее было бы не вводить новый налог, а постараться усовершенствовать старые. Министр финансов РФ Антон Силуанов тогда сказал: «Вопрос налогообложения объектов роскоши следует решать в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество».

Было решено, что для объектов недвижимости совокупной кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. будет установлена максимальная ставка налога 0,3% кадастровой стоимости без возможности ее снижения на местном уровне. Обладателям дорогих автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. тоже придется раскошелиться. С них будет взиматься максимальная ставка транспортного налога — 300 руб. с 1 л.с.

А всех остальных автовладельцев ждет налог не на роскошь, а на потребление. С 1 сентября Минпромторг внес изменения в ставки утилизационного сбора для импортных автомобилей. Казалось бы, напрямую автовладельцев это не затрагивает (для ввозящих авто самостоятельно ставки были даже снижены), поскольку это налог на импортеров.

Однако они ведь включают его в потребительскую цену. И 20 тыс. руб. за легковой и 150 тыс. руб. за грузовой автомобиль мгновенно вызвали подорожание всей автотехники в среднем на 3—4%.

Можно предположить, что и в наступающем году нас ждет повышение налогов на потребление под маской налога на роскошь. Власти говорят о налогообложении богачей, но на деле вводят массовые, социальные налоги.

Косвенно столь смелое предположение подтверждает пакет драконовских законов об ужесточении ответственности за уклонение от уплаты налогов. Первоначально он был предложен Росфинмониторингом двумя порциями — в марте и в мае, затем их стало рассматривать правительство, о чем «МК» писал (см. заметку «Банковскую тайну и презумпцию невиновности отменят» в «МК» от 8 октября). А 2 декабря инициативы стали обретать жизнь: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о разработке 12 законопроектов (в близких к правительству кругах их уже окрестили «12 апостолами для налоговиков»).

Согласно им, банковской тайны и презумпции невиновности гражданина для налогового инспектора существовать не будет. Так, банки будут обязаны под угрозой огромных штрафов сообщать в ФНС о всех движениях по счетам не только юридических, но и физических лиц. Отправили, например, кому-то денежный перевод — а вам из-за плеча длинный нос налогового инспектора: откуда денежки, товарищ уклонист?

А не ответишь — отправят на «доску позора» в СМИ и Интернете, как предусмотрено 12-м законопроектом (см. заметку «Черные списки Медведева» в «МК» от 7 декабря). А тут еще Следственный комитет РФ (СК) в качестве «алаверды» Росфинмониторингу предлагает возродить налоговую полицию (см. заметку «Соревнование по налоговым ужесточениям» на сайте «МК» от 11 декабря).

Все хуже и хуже

Согласно уже подписанному распоряжению Дмитрия Медведева, в Госдуму будет внесен законопроект, наделяющий ФНС правом закрыть счет и приостановить деятельность любой фирмы, которая не находится по месту регистрации (юридическому адресу). Среди предприятий малого бизнеса таких 90%. По сути, создается механизм государственного шантажа. В чем возникает еще большая уверенность, поскольку, согласно другому законопроекту из того же пакета, для руководителей предприятия — гендиректора и главбуха — вводится административная ответственность в виде крупных штрафов. То есть ООО по сути утрачивает понятие «ограниченной ответственности»: в чем же она ограничена, если руководство по результатам деятельности фирмы можно оштрафовать и посадить?

Эксперты пребывают от инициатив властей в некотором шоке и с немалым трудом пытаются отыскать в них рациональное зерно.

Сотрудник компании КПМГ, аудитор Алла Скакунова: «Повышение штрафов за уклонение от налогов способствует тому, что больше налоговых агентов будут вести себя добросовестно. Однако если сопоставить выгоду для компаний, уклоняющихся от уплаты налогов, и такое их повышение, то нельзя сказать со стопроцентной уверенностью, что все тут же пересмотрят свое поведение. Скорее все останется, как и прежде».

Денис Ефремов: «Для налоговых агентов, не переводящих в бюджет налоги, уже существует налоговая (ст. 123 НК РФ) и уголовная (ст. 199 п. 1 УК РФ) ответственность. Правительство не сочло нужным ее усугублять, а развело административную ответственность и налоговую. Из этого следует, что экономическим агентам не стоит опасаться усугубления санкций, но за счет подключения новых ведомств будет расти бюрократическое давление на бизнес».

Татьяна Суфиянова: «Введение административных штрафов в отношении руководства компаний (будь то директор или главный бухгалтер) не будет мешать созданию рабочих мест. Но создание именно «официальных» рабочих мест — уже тема для размышления. Не сумма административного штрафа будет пугать хозяина компании. Причиной зарплаты «в конвертах» служит обязанность работодателя уплачивать страховые взносы. Можно, конечно, убеждать директора в том, что сумма начисленных страховых взносов будет уменьшать базу по налогу на прибыль. Но после проведения нехитрых расчетов мы прекрасно понимаем: пока суммарная ставка всех ставок по страховым взносам (включая страховые взносы в ФСС, ПФР, ФФОМС) будет больше ставки по налогу на прибыль, говорить о выводе зарплаты «из тени» смысла нет».

Замдиректора контроля качества аудиторской деятельности НП аудиторской ассоциации «Содружество» Вера Винидиктова: «Для привлечения руководителя или главного бухгалтера организации к уголовной ответственности необходимо доказывать намерение и личный интерес для утаивания налогов. Поэтому в качестве альтернативы была выдвинута необходимость наказания административными штрафами».

В общем, как сказал в мае министр финансов РФ Антон Силуанов: «Мы в правительстве договорились о том, что если и будут изменения в налоговой политике, то они не будут направлены на увеличение налогового бремени в ближайшие 5 лет. Если и будут налоговые изменения, то только в пользу наших налогоплательщиков».

На деле мы этого не видим. Формально повышения бремени для бизнеса и граждан не произошло. Но не произошло (и перспектив никаких) вроде бы обещанного правительством снижения страховых взносов. Поэтому в наступающем году не будет роста зарплат: у бизнеса нет стимула, а зарплаты госслужащих «зажаты» уже принятым госбюджетом.

В то же время грядущие ужесточения налогового администрирования настолько драконовские, что для делового климата и просто для жизни гражданина они окажутся во многом хуже прямого повышения ставок. А оно, имея в виду налоги на недвижимость и, вероятно, на роскошь, тоже не за горами.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах