Первый возможный вариант: резкое усиление полномочий и финансирования ФСФР с передачей ей ряда функций от ЦБ и Минфина. Сторонники такого решения говорят даже о наделении ФСФР правом законодательной инициативы. Второй вариант предусматривает упразднение ФСФР и ее вхождение в Банк России в виде полуавтономного департамента. Как бы ни пытались сторонники этого плана смягчить ситуацию, это поглощение: все функции ФСФР перейдут к ЦБ. Наконец, третий вариант является компромиссом первых двух и говорит о создании независимого регулятивного агентства под эгидой ЦБ.
Существует еще и четвертый вариант, на котором настаивает ряд экспертов: ничего не делать, оставить, как есть. После обсуждения 6 ноября стало ясно, что он не пройдет: мегарегулятор в России будет. Поскольку вариант «оставить как есть» правительство отвергло.
"Если ничего не делать, будет беда. Сейчас ситуация на финансовом рынке очень плохая, критическая«,—заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, подводя итог обсуждению. Ему вторил замминистра финансов Алексей Моисеев: «У нас после 2008 года финансовых рынков, по большому счету, нет. Осталась мелочь, которая не смогла уйти в Лондон».
Собственно, слияние ЦБ и ФСФР уже началось. "У нас взаимный с ФСФР доступ к базам данных, обмениваемся постоянно",—констатировал зампред ЦБ Сергей Швецов. С передачей всех надзорных функций ЦБ, фактически, согласился и руководитель ФСФР Дмитрий Панкин. Видимо, мегарегулятором с 1 января все-таки станет ЦБ, хотя переходный период растянется на 2-3 года.
Для рядового инвестора такое решение является тактическим выигрышем, но может стать стратегическим проигрышем. Участники обсуждения констатировали, что основная беда отечественного финансового рынка: отсутствие доверия населения к нему. "Когда мы ввели систему страхование вкладов в банков, население положило на депозиты 10 трлн. руб. На финансовый рынок за тот же период пришло 750 млрд. руб. Разница на порядок«,—констатировал Игорь Шувалов.
А не доверяет население потому, что вкладчик на российском финансовом рынке очень часто оказывается незащищенным. Не работает тот самый надзор, ради которого и затеяно создание мегарегулятора. Плюс несовершенство законов и нормативных актов, на доведением которых до ума у ФСФР просто нет ресурсов. У ЦБ ресурсы есть, хотя правом законодательной инициативы его никто наделять пока не собирается. Переход контроля к ЦБ будет означать наведение порядка. Но далее могут вскрыться внутренние трудности, в частности бюрократическая неповоротливость монстра, в которого превратиться ЦБ. Плюс внутренний конфликт интересов, поскольку ЦБ одновременно и участник рынка и его контролер. Впрочем, Игорь Шувалов призвал «не бояться конфликта интересов внутри Банка России». А в кулуарах вздохнул: «Лучшего-то все равно ничего нет».