Бензин марки Аи-95 и выше в сентябре подорожал на 2,1% (в августе на 0,6%). Цена на топливо марки Аи-92 (Аи-93) выросла на 2,0% (в августе на 0,4%). Дизельное топливо и бензин низких марок подорожали на 1,9% (в августе на 0,7%). Такие данные приводит Росстат. По сравнению с августом темп роста цен на бензин возрос вчетверо. Не говоря уж про июль, когда, по мнению Росстата, цены на бензин не росли вовсе.
В октябре ситуация еще более усугубилась: за первую неделю месяца бензин подорожал на 0,8%, тогда как за последнюю неделю сентября—на 0,7%. Бензин дорожает все более возрастающим темпами, и конца этому не видно.
Потому что факторов роста много. Нефть медленно, но дорожает. Текущая стоимость $114 за баррель. Причем нефтяные цены уже долго держаться выше среднегодовой цены за 2011 год: $110 за баррель.
Вторым фактором стало укрепление курса рубля. В сентябре национальная валюта выросла по отношению к доллару США на 4,8%. Но нефтяным компаниям надо платить налоги и нести иные траты в рублях. А экспортная выручка у них в долларах. В сентябре в пересчете на рубли они получили на 4,8% меньше и хотят компенсировать потери, повышая цены на внутреннем рынке.
К факторам роста следует добавить и политический. В течение года акцизы на бензин повышались дважды: с 1 января и с первого июля. И если в январе цены на топливо отреагировали на рост налога, как им и положено, повышением, то в июле они стояли. Но чудес в экономике не бывает: если повышение акцизов дает повышение розницы на 2 руб., эти 2 руб. не могут исчезнуть. Говорят, что перед выборами руководство страны негласно договорилось с нефтяниками о заморозке цен. Договоренность продержалась до 1 августа, после чего начали расти оптовые цены. Теперь их догоняет розница. И это будет продолжаться, пока стоявшие на месте полгода цены не догонят ожидаемую на конец года инфляцию — 6,3%. До этого осталось 1,5–2 руб. с литра.
Наконец, есть фактор сезонный. Перед зимним сезоном НПЗ проходят профилактический ремонт; на полную мощность в этот период они работать не могут. Да и другие отрасли российской экономики готовятся к зиме; предприятия закупают топочный мазут. Видя спрос, НПЗ увеличивает его производство в ущерб бензину.
Росстат утверждает, что объем производства нефтепродуктов в сентябре сократился по сравнению с августом на 9,6%. На переработку было поставлено 21,6 млн. тонн нефти (снижение на 9,1%). Объем выпуска бензина снизился на 11,4%—до 3,1 млн. тонн, дизтоплива—на 7,8%, до 5,5 млн. тонн; топочного мазута—на 3,7% , до 5,8 млн. тонн, прямогонного бензина—на 14,0%, до 1 млн. тонн. Видим, что сокращение производства топочного мазута ровно втрое меньше, чем бензина.
Все вместе заставляет бензин сильно дорожать. И пока розничные цены не достигнут 33,5–34,0 руб. за литр, это не прекратится.