На «призыв» России в этом году откликнулось меньше инвесторов, чем год назад, — 1,5 тыс. против 2 тыс. прошлогодних участников. Интересно, что в список докладчиков на этот раз внесли экс-министра финансов Алексея Кудрина, которого в прошлый раз вычеркнули в последний момент. Правда, даже отставка не спасла его от «выговора» от Путина. «Здесь вот табличка Кудрина есть, его самого нет, — заметил ВВП на заседании. — Он из исполнительных органов власти удрал и теперь думает, что ему можно нарушать дисциплину, где-то разгуливает». Несмотря на «бегство», Кудрину перепала похвала за плоскую шкалу подоходного налога — собираемость возросла.
Губернатор Тульской области Владимир Груздев пожаловался на нехватку денег на выполнение майских указов Путина. Есть чего бояться — за это ранее получили выговор некоторые министры. Повысим зарплаты врачам, медикам и учителям — не хватит денег на инвестпроекты, намекнул губернатор. «Да, инвесторы говорили мне, что боятся дефолта регионов, — отвечал глава Минфина Антон Силуанов. — Но это исключено». Он напомнил, что на обещанное повышение зарплат нужно всего-то 350 млрд. рублей, из которых 100 млрд даст центр. «При этом собственные доходы регионов — 8 трлн, так что вам есть где развернуться», — посоветовал не жаловаться Силуанов. А его коллега Андрей Белоусов в свою очередь предостерег от бездумного повышения зарплат — только в обмен на качество услуг. Для этого предстоит провести аттестацию рабочих мест в бюджетной сфере. Так что выполнение предвыборного обещания ВВП, видимо, опять задерживается.
Еще одной «загвоздкой» на форуме стала пенсионная реформа. Один из бизнесменов даже обвинил правительство в вынесении «предсмертного приговора пенсионным деньгам». А ведь без длинных денег планы по созданию МФЦ в России можно похоронить, сообщил инвестор.
Напомним, что главная новация, которую предлагает Минтруда для сокращения дефицита Пенсионного фонда, — уменьшение накопительной части пенсии с 6 до 2%. Силуанов выступил против: «2% в накопительную часть ничего не решают. Мы считаем: 6% не нужно трогать». Чуть позже к пенсионной дискуссии присоединился и Владимир Путин. Он пока не вынес окончательный вердикт, но высказал свои «симпатии» к накопительной системе. «Накопительная часть пенсий — источник длинных денег, — заявил он. — Большой плюс того, что мы создали эту накопительную часть. В этом году накопилось уже триллиона два. Нам и прежний министр финансов обещал, и действующий, что мы хотя бы часть этих средств будем направлять на развитие инфраструктуры». ВВП потребовал представить конкретные предложения на эту тему до конца года. «И чтобы Минфин не жадничал», — посоветовал он.
А преодолеть дефицит длинных денег России нам надо обязательно, считает ВВП: наша финансовая система не готова предоставлять их в объеме, необходимом для развития экономики.
Так что у накопительной системы, которая видится ВВП такой полезной, еще есть все шансы. До 15 декабря мнения экспертов на эту тему предстоит собирать Дмитрию Медведеву: 15 декабря пенсионная реформа, по требованию Путина, должна быть в Госдуме.
Поговорил ВВП с инвесторами и о Евросоюзе, назвав его главной бедой отсутствие консенсуса: «Кто-то ездит на шикарной яхте, а кто-то — на шлюпке, и все это вместе — одна флотилия». А напоследок угроза вдруг нависла над «Газпромом». «Мы все чаще и чаще слышим претензии к тому, как он ведет бизнес, что там какие-то коррупционные составляющие есть. Наверное, есть, но за это полиция должна ловить и сажать».
МЕЖДУ ТЕМ:
На пленарном заседании также выступил с пессимистичным прогнозом министр экономического развития Андрей Белоусов. По его словам, в ближайшем будущем у нас не будет таких темпов роста ВВП, какие были в докризисные времена. Если в 2007-2008 годах мы достигали роста в 8%, то сейчас он составляет 3,5%. Если же не будут расти инвестиции, то в обозримом будущем он может быть всего 2%. Такое положение вещей министра не устраивает, поэтому он намерен увеличить этот показатель как минимум вдвое. Да и по уровню производительности труда мы отстаём от развитых стран в 2-3 раза. Белоусов утверждает, что удвоить её мы сможем только через 7-12 лет. Плохо ещё и то, что наш бюджет сильно зависит от нефтегазовых доходов. Очень важным источником роста в докризисный период было финансирование российской экономики из-за рубежа. «Я имею ввиду кредиты, - говорит Белоусов, - был год, когда приток составил $160 млрд. Сейчас этот показатель составляет $20-30 млрд», - констатирует печальный факт министр. Но при этом бегство капиталов из России превысит их приток в этом году, по прогнозу ЦБ и Минэкономразвития, минимум на $60-65 млрд.