Представитель Ленинградского отделения «Единой России» Владимир Петров придумал еще один способ пополнить казну за счет недвижимости россиян, которая находится за границей. Вместе с предложенным Общероссийским народным фронтом запретом чиновникам владеть недвижимостью вне России, единоросс считает возможным объявление амнистии для приобретенной в 1990-2000-х годах недвижимости всех россиян, оформленной на третьих лиц.
«Если законодатели смогут создать юридическую базу для стимулирования оформления объектов заграничной частной недвижимости на реального владельца, то выгоду получат обе стороны. Государство найдет дополнительный источник налоговых поступлений в виде НДФЛ, а граждане будут являться признанными собственниками, со всеми правами, защищенными законом. Любые посредники и третьи лица всегда серьезно увеличивают риски владельцев по сохранению этой собственности», — говорит народный избранник.
Речь в данном случае скорее всего идет об имуществе, приобретенном на «серые» или «черные» деньги: либо взятки, либо зарплату в конвертах. В противном случае, недвижимость не имело бы смысла записывать на кого-то другого.
К НДФЛ дома и квартиры не имеют никакого отношения, напоминает управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. По его словам, каким-либо образом обложить налогом зарубежную недвижимость россиян сейчас попросту невозможно: налог на недвижимость платится там, где находится собственность. А. Для того, чтобы ввести амнистию, государству придется сначала ввести налог на зарубежное имущество россиян.
Появление такой инициативы сейчас может сказаться лишь на личностных рисках: «сегодня ты прячешь миллионы под подушкой, а завтра ты объявил всем, что ты миллионер», — говорит юрист. Причем признаваться в преступном происхождении этих денег, если это будет предполагать амнистия, он не советует: сегодня амнистируют, а завтра посадят. Другого смысла в переписывании собственности с тещи на себя он не видит.
«Вопрос тут не в легальности хранимых заграницей денег, а в их защищенности. Как только у бизнесмена получается их заработать, он отсюда их тут же выводит. Потому что сохранить их здесь нереально», — считает Леонтьев.
По грубым прикидкам, речь может идти о собственности, общей стоимостью как минимум в $100 млрд, оценил директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. Он подчеркивает, что реальную цифру, по понятным причинам, назвать абсолютно невозможно. Однако, если руководствоваться тем, что за 10 лет около миллиона россиян приобрели за границей недвижимость, а средняя стоимость сделки была не меньше $100 тыс. (хотя эти приблизительные цифры, скорее всего, сильно занижены), получается как раз сумма в порядке сотен миллиардов долларов.
Оба эксперта «МК» сомневаются, что очередная налоговая «приманка» сможет заставить образумиться значительную часть россиян.
Об этом говорит и находящийся сейчас в Госдуме на обсуждении законопроект, который в нынешнем виде предполагает запрет для чиновников всех уровней иметь недвижимость и счета за рубежом (сами чиновники считают его малоэффективным), и проводившаяся в последний раз в 4 года назад похожая налоговая амнистия. Каждый раз практика показывает, что сдавать себя и свое окружение ради очистки совести россияне пока не готовы.