Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) отказался заключать октябрьские контракты на продажу нефтепродуктов практически со всеми сетями, рассказывает владелец московской сети АЗС: там запасаются нефтепродуктами в преддверии капитального ремонта.
Выбирать сетям приходится между трейдерами и соседними заводами. И у первых, и у вторых, с учетом транспортировки, цена за литр Аи-95 на днях перевалила за 30 рублей. «Те, кто еще работает, продают ниже себестоимости», — рассказывает наш собеседник.
По его наблюдениям, в столице частично или полностью перестали работать порядка 40 заправок. В Подмосковье — около сотни. Это примерно 5% рынка, но доля эта, судя по всему, будет расти. Для существования заправки минимальная разница в цене между покупаемым оптом и продаваемым в розницу товаром должна составлять 10%, а сейчас для многих она близка к нулю.
На фоне этого розничные цены, естественно, продолжают расти (на 10–20 копеек в неделю по всем видам топлива), но темпами не такими резкими, как этого требуют законы рынка. По нашим подсчетам (см. «МК» от 12 сентября, «Бензин становится роскошью»), литр Аи-95 на заправках уже сейчас должен стоить примерно 32 рубля (сейчас — чуть более 30).
Отставание роста цен независимые участники рынка объясняют просто: ручное госуправление, державшее цены на месте несколько месяцев до и после президентских выборов, ослабляют постепенно, чтобы потребители не заметили резких ценовых скачков.
В аналогичном положении оказываются и сети вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), и независимые АЗС. Однако ВИНКи имеют возможность переносить центр прибыли в звено нефтепереработки или нефтедобычи, а вторым приходится останавливаться и обвинять ФАС в игнорировании явного демпинга.
В конечном счете потребители получают сокращающееся количество мест, где можно заправиться, все большие отчисления из их налогов нефтяным компаниям «на развитие» (читай: на покрытие убытков) и не развивающуюся из-за слабой конкуренции нефтяную отрасль.