Как ранее признал Дмитрий Медведев, «первая декларационная кампания дала почти нулевой эффект». Ситуацию, по идее, должен исправить инициированный ДАМом проект закона о контроле над расходами чиновников. В случае его принятия (а в этом мало кто сомневается) о тратах госслужащего удастся узнать лишь немногое. А именно — не потратила ли за три года его семья на покупку недвижимости, автомобилей или ценных бумаг больше денег, чем заработала. Семейный доход, напомним, указывается в декларации.
Но ведь чиновник может «вложить» незаконно полученный доход и в другие дорогие покупки или, например, попросту спрятать под матрас!
Рекомендация от ВШЭ — ввести декларирование не только имущества, подлежащего госрегистрации, но и предметов роскоши, наличных сбережений, а также расходов на образование, лечение и туризм. Иначе толку от неполноценного контроля будет мало. Например, недобросовестные госслужащие смогут оправдать любую дорогостоящую покупку сбережениями или продажей фамильных драгоценностей, указывает один из авторов доклада Алексей Конов из Центра развития госслужбы ВШЭ. При этом обязательным должно стать декларирование имущества и налички на сумму свыше миллиона рублей, считают он и его соавторы. Примерно такая схема, кстати, принята в Румынии — правда, «лимит» установлен в пять раз меньше.
Возражения против такого тотального контроля очевидны. Во-первых, сведения о тратах, не подлежащих госрегистрации, сложно проверить: не будут же кадровики ходить описывать имущество по квартирам! Во-вторых, публикация о купленных предметах роскоши или накоплениях может заинтересовать преступный мир.
Авторы доклада, впрочем, оставляют заботу о сохранности своих ценностей на совести чиновников. Что касается сложности контроля, то и тут у них имеется контраргумент. «Должностному лицу может быть выгодно не занижать сумму наличных средств и не скрывать предметы роскоши, — просчитали эксперты. — Задекларировав высокую стоимость этих активов, оно получает возможность в будущем „оправдывать“ дорогостоящие приобретения». Нельзя не учитывать и фактор «психологического давления»: чиновникам будет неудобно открыто пользоваться предметами роскоши под угрозой санкций и общественного порицания. Впрочем, раньше это мало кого смущало...
Однако это еще далеко не все: эксперты также предлагают мониторить, не превышает ли официальный доход те средства, которые чиновничья семья выдала в долг. А также проверять, не приобретено ли ими имущество по цене заведомо ниже рыночной. Кроме того, эксперты хотят заставить чиновников указывать не только размер, но и источник дохода (с указанием юрлиц), а также прикладывать к отчетам декларации от совершеннолетних детей (сейчас такого требования нет). Еще одна новация — ввести регулярные проверки полученных сведений. А если что не так, утаенное от декларирования имущество — изымать в пользу государства. И это далеко не полный список предложений ВШЭ.
Одна беда — штат контролеров всей этой информации придется раздуть в разы. Кстати, за счет нас, налогоплательщиков. Может, шут с ними, с чиновниками, — пусть себе воруют?