О том, что правительство не планирует переносить сроки модернизации нефтеперерабатывающих заводов сообщил агентству «Прайм» вице-премьер правительства, курирующий в том числе ТЭК, Аркадий Дворкович.
«Позиция Минэнерго, насколько я знаю, — пусть закупают у Белоруссии нефтепродукты, и везут на внутренний рынок то, что не смогли сами произвести. Срок выполнения технических регламентов переносить не будем», — заявил он.
Речь идет о российском техрегламенте, в соответствии с которым топливо ниже стандарта «Евро-3» перестанет продаваться в России с 2013 года. Для этого между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадхором и Росстандартом в конце 2011 года были заключены 4-сторонние соглашения, в соответствием с которыми первые должны до 2013 года модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы. И таким образом отказаться от «Евро-2» и ниже.
Однако, уже сейчас понятно, что многие НПЗ пройти реконструкцию не успевают. Официальных цифр на этот счет нет. А эксперты расходятся в оценках. Едины они в одном: если отказ от «Евро-2» не перенесут, положение дел на топливном рынке это, как минимум, усложнит. Некоторые из них считают, что неопределенность по поводу запрета и так сказывается на повышении цен.
Впрочем, большинство относятся к заявлениям вроде сегодняшнего с некоторым скепсисом.
«В случае запрета на оборот топлива стандарта Евро-2 с начала 2013 года из оборота может выпасть примерно 800 тыс. тонн. „горючего“ в год (за первое полугодие 2012 года в России было произведено 18392 тыс. тонн. бензина). Это несомненно скажется отрицательно на положении дел на российском топливном рынке. Впрочем, гадать пока рано. Слова чиновника такого ранга имеют достаточно большой вес. Но так или иначе, вслед за ними должен последовать некий документ, который их конкретизирует. Это внесет окончательную ясность для участников рынка», — говорит директор по развитию центра информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков.
«Часть российских НПЗ не в состоянии выполнить ремонт в оговоренные сроки. Тому есть объективные и не очень причины. Однако нельзя не сказать о том, что большинство проектов по реконструкции очень большие. Все это не так быстро делается. И если запрет действительно вступит в силу, значительная часть заводов не будет иметь возможность поставлять продукцию на внутренний рынок. Конечно же, цены из-за этого еще сильнее подрастут», — комментирует ситуацию гендиректор компании «ИнфоТэк Консалт» Тамара Канделаки.
По ее словам, идея закупать нефтепродукты в Белоруссии имеет право на существование. «Там действительно производят качественный бензин, — говорит эксперт. — Однако, с учетом транспортировки, он дороже нашего. Когда его пытались продавать на нашей бирже, спроса не было»
С некоторыми сомнениями отнесся к высказыванию Дворковича и президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. По его подсчетам, для проведения всей заявленной модернизации нефтекомпаниям нужно порядка $80 млрд. А такие деньги, по его словам, достать непросто.
По наблюдениям эксперта, в случае полного отказа от «Евро-2» сельхозтехника и военный транспорт, работающие на топливе низкого качества, попросту встанут.
Впрочем, Шмаль замечает, что в отношении экологических стандартов топлива, российский техрегламент противоречит аналогичному документу Таможенного союза, который имеет больший вес. Так что тотальный переход на новое поколение топлива — это как минимум вопрос дальнейшего обсуждения.